В течение трех материалов, вместе с Еленой, изучавшей традиции иудаизма на протяжении десяти лет и проживающей в Тель-Авиве и Ифрахом – руководителем департамента кашрута еврейской общины Петербурга, мы разберемся, как это – быть евреем в общем смысле, в условиях проживания в Израиле и Санкт-Петербурге с точки зрения питания.

В первом материале мы рассмотрим кашрут с точки зрения его появления, законов общего характера и их соблюдения. Как и остальные правила еврейской жизни, кашрут прописан в Торе.

Кашрут— система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи, еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы, а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами.

Обычно термин «кашрут» используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни — от юридических до бытовых и ритуальных.

Елена. Изучала традиции иудаизма 10 лет. Проживает в Тель-Авиве

Постараюсь показать схематично. Если кратко, можно сказать, что в священном писании указано, каких животных можно есть – это парнокопытных и обязательно травоядных. По этой причине иудеи не едят свинину, ведь свинья питается всем, что ей попадается, нельзя есть медведя, например, потому что это хищник. Если это рыба, то у нее должны быть чешуя и плавники. По этой причине осетров и морепродукты верующие иудеи не едят.

Ифрах. Руководитель департамента кашрута еврейской общины Петербурга

Птицу мы тоже употребляем. В основном, курицу, но можно употреблять индейку, утку, гуся и так далее

Другое правило – нельзя смешивать молочные и мясные продукты. Существует фраза: «не вари козленка в молоке его матери». Из этого высказывания были разработаны законы, которые гласят, что после молочного есть мясное можно только через два часа, а после мясного можно есть молочное только через шесть часов. Твердые сыры, как, например, пармезан, приравниваются по времени переваривания к мясу.

Следующее правило кашрута, касающееся смешения мясного и молочного, твердит, что при готовке мясного блюда, например, гуляша, каким-то образом нечаянно попавшая в сковородку капля молока не считается нарушением закона. Если пропорционально молочное практически не влияет на мясное блюдо, про каплю молока забывают.

Елена. Изучала традиции иудаизма 10 лет. Проживает в Тель-Авиве

По большому счету, это не делает блюдо не кошерным, потому что сколько там молока – какие-то микроны, нанометры на эту кастрюлю гуляша, а сколько там мяса

Процесс преобразования животного в кошерное мясо нелегкий. Забивается скот специальным образом, называется это шхита, и отдельным человеком. Есть такая профессия – шойхед, по-русски – резник. Даже фамилия такая существует. Этот человек перерезает горло животным специальным ножом (сакин) быстрым и неотрывным движением, чтобы животное не мучилось. У Резника должен быть диплом шойхеда, который он получает, обучаясь несколько лет. Это должен быть очень богобоязненный человек. Не каждый желающий может стать резником. После того, как шойхед перерезает горло, а именно яремную вену, полностью вся кровь из артерий должна вытечь. После животное разделывается, раскрывается и смотрится на наличие здоровых и поврежденных органов. Если какой-либо жизненно-важный орган: легкие, пищевод, печень и так далее не в порядке, поражены болезнью, животное считается не кошерным. Если дырка в кишечнике или легких – нечистое мясо. Следующий этап – туша разделывается на мясо, засаливается средней по крупности солью на час. После мясо замачивается в трех отдельных ваннах, постепенно промываясь в каждой из них. Когда в третьей вода становится чистой, мясо промывается. Только в таком порядке производства мясо считается кошерным и его можно употреблять в пищу.

Ифрах. Руководитель департамента кашрута еврейской общины Петербурга

Евреям запрещено категорически употреблять в пищу кровь – ни капиллярную, ни артериальную, ни венозную, никакую

Ифрах. Руководитель департамента кашрута еврейской общины Петербурга

Домой мы покупаем тоже кошерное мясо. Оно должно быть запечатано, в упаковке и должны быть определенные этикетки или же печати, что его можно есть евреям. Это печати раввина, который удостоверил, что мясо кошерно. Мы покупаем только в специализированных магазинах, их у нас примерно около пяти в Петербурге

Остальные продукты, например, соль, сахар, чай, кофе, макароны, рис, крупы всевозможные, овощи, фрукты можно покупать в любом другом продуктовом.

С молоком примерно похожая ситуация. При дойке должен быть раввин или соблюдающий еврей, чтобы удостовериться, что это от чистого животного, в частности от коровы. Хотя можно и баранье, и козье молоко, но это большая редкость и на любителя. Поэтому в основном коровье молоко, сыр, сметана, сливки. Важно, чтобы были знаки кашрута на упаковке.

Третьим проблемным продуктом можно назвать напитки из винограда – виноградный сок и вино. Оно должно быть тоже со специальными знаками кашрута, тоже покупается в кошерных магазинах.

Ифрах. Руководитель департамента кашрута еврейской общины Петербурга

В поездку мы берём с собой мясо, это самое главное, потому что рыбу можно найти везде. Чистая рыба – с чешуей. Если она есть – рыба кошерная. Лещ щука, форель, лососевые. Их можно употреблять. Вообще, с собой берут мультиварку для мясного и готовят там разнообразные каши, тушат мясо. Говорят, что мы берем с собой огромные кучи продуктов – нет необходимости. Взяли колбасы, мясо, а остальное можно докупить. Одноразовую посуду можно купить на месте или же можно с собой какую-то посуду взять по минимуму и питаться спокойно. Это вообще не проблема. Это нормальное явление.

Как понять, что ты зашел в кошерное место? Все просто.

Елена. Изучала традиции иудаизма 10 лет. Проживает в Тель-Авиве

В принципе, любой общепит должен иметь теудат кашрут – сертификат о кошерности. Владелец обращается в организации, которые занимаются надзором за кашрутом. Таких организаций много, у них разные требования, у них разные разная стоимость услуг

В заведение отправляется можгеах кашрут – надзиратель за соблюдением законов кашрута. Специалист следит как разжигаются печи, как чистится посуда, что за поставки зелени, мяса и остальных продуктов, чтобы в шаббат их не производили, а заведение не работало. Только после тщательной проверки выдается сертификат кошерности.

Елена. Изучала традиции иудаизма 10 лет. Проживает в Тель-Авиве

Если честно, как с соблюдением кашрута в Петербурге я не знаю, но, наверное, так же, как и во всех европейских городах – есть каких-нибудь полтора ресторана, которые имеют сертификат кошерности. Но это либо какое-нибудь кафе при синагоге, либо действительно один ресторан на город. И на этом весь кашрут заканчивается. Поэтому кто очень соблюдает, либо с собой везет, либо вообще не едет

Есть семьи в России, которые стараются соблюдать, но это больше с точки зрения местных. Это больше на уровне традиций. Они выполняют правила кашрута только по своей сути: не едят продукты, которые не являются кошерными. То есть не едят морепродукты, свинину, не смешивают мясное и молочное, имеют разные комплекты посуды, вилок, ложек для молочной и мясной пищи.

Елена. Изучала традиции иудаизма 10 лет. Проживает в Тель-Авиве

В целом, они не будут искать кошерное мясо, они не будут искать кошерную говядину, потому что они ее не найдут. ­­­­­Где в Кургане или Магнитогорске ты ее найдешь? Да нигде.

Кашрут – очень специфический закон. Два раза упоминается в Торе про чистых и нечистых животных, три раза упоминается правило «не вари козленка в молоке его матери». Нельзя ни готовить, ни есть, ни смешивать, ни иметь какую-либо выгоду с этого. Поэтому к кашруту очень строгое отношение. Упоминается и о том, что нельзя есть кровь, потому что в ней душа. Кроме того, существует в Торе правило, которое запрещает есть насекомых, мышей и многих грызунов, если по-русски, это называют кишащими. Нельзя, потому что они много плодятся.

Если посмотреть на кашрут с точки зрения еврея – это структура поведения человека, который уважает правила, данные им Богом. Иудей не считает это лишениями.

Фото:Badatz, личный архив героев.

Trending