Ирина ОбидоваРежиссёр фестиваля «Potential»
Жизнь становится быстрее, искусство — короче. «Париж, я люблю тебя» – самый известный пример успешного выхода альманаха короткометражек в широкий прокат
Почему это интересно зрителю? Сегодня жизнь становится всё быстрее. Всё большую популярность приобретают соцсети вроде Instagram, где главное — картинка, а текста минимум. Короткие ролики на Youtube собирают бешеное количество просмотров. В общем, произведения становятся короче.
В этом смысле короткометражка — компромисс между видеороликом с одной идеей и большим фильмом снесколькими сюжетными линиями. В коротком метре рассказывается одна история — и она успевает раскрыться, пока зритель не начнёт зевать. А ещё всем известен успешный пример выпуска короткометражек в широкий прокат в виде альманахов. Это «Париж, я люблю тебя» и ему подобные фильмы про Нью-Йорк и Москву. В мировой практике также есть примеры объединения мини-фильмов в циклы и запуска на телевидении в формате часового фильма. Так что гипотетически короткометражное кино может стать успешным и принести своему создателю доход.
«Potential» — площадка для людей, которые хотят пробиваться, уверены в своих творческих силах и мечтают попасть в киноиндустрию. По итогам конкурса команда победителей получает финансирование своего следующего короткого метра, помощь в его съёмке и продвижение на фестивале. Организаторы обещают подготовить партнёров, которые предоставят актёров, оборудование, локацию.
Александра Алёхина Организатор фестиваля от продакшн-студии «NO COMMENTS»
Слово «потенциал» пронизывает весь фестиваль. Это потенциал и режиссёра, и сценариста, и актёра. Важный момент раскрытия потенциала — организаторские способности молодого режиссёра. Ему надо грамотно распределить 50 000 рублей, чтобы на выходе получился качественный продукт. Тут придётся на чём-то экономить. Например, можно снимать на айфон, но зато пригласить хорошую актрису. Либо наоборот: сэкономить на игре актёров, но взять хорошую технику и локацию.
Диана Агеева Менеджер фестиваля «Potential»
Мы подобрали достаточно компетентное жюри: сценаристы, продюсеры и монтажёр — для оценки каждого этапа работы над фильмом. На площадке«Лендок»у нас будут проходить открытые лекции, питчинги, которые помогут участникам понять, как лучше организовать процесс съёмок и подобрать актёров.
Почему-то тема запретов, в основном, ассоциируется с сексуальными меньшинствами, гендерными проблемами и политическими противостояниями
Анна Чернова, координатор фестиваля «Potential»
Организаторы признаются, что из ста присланных сценариев рассматривать можно лишь около половины. То ли это происходит оттого, что участники не совсем адекватно понимают заданную тему — «запреты и ограничения», то ли потому, что сценаристы игнорируют классическую схему сюжета.
Александра Алёхина Организатор фестиваля от продакшн-студии «NO COMMENTS»
Почему-то тема запретов, в основном, ассоциируется с сексуальными меньшинствами, гендерными проблемами и политическими противостояниями. А для нас важно, чтобы раскрывались какие-то другие, более глубокие и интересные вещи — ведь тема широкая и подать её можно по-разному. Пока каких-то внятных интересных сценариев не так много. Поэтому 11 сентября мы проведём лекцию, на которой сориентируем аудиторию, что нам нужно, что значит «запреты и ограничения».
Каждый режиссёр должен уметь хорошо писать: если ты можешь сформулировать мысль на бумаге, то сможешь сделать это и на экране. Сценарий из одного слова «порно» — не то, что надо
Ирина Обидова Режиссёр фестиваля «Potential»
Кино не обязательно должно быть арт-хаусом. Главное, чтобы в нём была идея и он был интересен массовому зрителю. Хочется видеть цельное произведение, которое ты читаешь – всего одну страничку – и понимаешь, что хотел донести автор. Классическую схему произведения – завязка-кульминация-развязка – никто не отменял! К сожалению, в большинстве заявок этого нет. Очень часто при хорошей живой завязке и захватывающей кульминации, после которой ты ждёшь “вау”, всё сходит к чему-то слишком банальному. И ты сидишь разочарованный, понимая, что от фильма будешь разочарован ещё больше. Поскольку на фильм выделяется 50 000 рублей и три дня — довольно стеснённые обстоятельства — для успеха картины сценарий должен быть ярким сам по себе.
Каждый режиссёр, чтобы создать нечто захватывающее, должен уметь писать. Если ты можешь на бумаге сформулировать свою мысль, значит, есть большой шанс, что ты сформулируешь её на экране. Хотелось бы отметить, что у нас все заявки крайне грамотно написаны, прекрасным русским языком. Даже если некоторые не очень по теме или у них нет полноценной сюжетной линии, они всё равно написаны интересно. Есть, правда и такое: приходит заявка,а там одно слово: “порно”.
Удивительно: несмотря наполитическую обстановкув мире, среди присланных сценариев нет агрессивно настроенных работ. Они все мирные и доброжелательные, с посылом “да будет мир во всем мире”. Это, конечно, очень ценно.
Регламент
Дедлайн приёма заявок —15 сентябряв 00:00 часов.17 сентябряобъявляются победители. Для них проводится закрытая лекция по подготовке к питчингу (защите проекта перед жюри), который состоится20 сентября.С 3 по 5 октябряребята проходят трёхдневный съёмочный процесс.Остаётся месяц на постпродакшн:5 ноябрякоманды должны представить на суд жюри готовый продукт.Награждение победителей и закрытие фестиваля —16 ноября.
Условия довольно серьёзные, но в наших учебныхзаведениях нас к этому готовили: как снять фильм за 1-2 дня и смонтировать в ночь перед экзаменом. У большинства ребят школа хорошая, хотя есть и заявки от тех, кто не имеет образования ВГИКа или КиТа.
1. Собираешься с мыслями.
2. Осознаёшь, что порно, конечно, хорошо соотносится с темой «запретов и ограничений», но больше читать заявки на эту тему мы не хотим.
3. Определяешься, как вмонтировать свою идею в тему фестиваля.
4. Берёшь компьютер и заходишь нанаш сайт.
5. Внимательно заполняешь все графы анкеты — от ФИО до ссылок в соцсетях, прикрепляешь краткий синопсис своего фильма. Отправляешь.
6. Ждёшь ответа с комментариями в течение 2 недель. По необходимости исправляешь и отправляешь конечную версию.
Фото: Сергей Минаев