Неоготика. Ласточкино гнездо
Расположенное в живописном месте на краю скалы Ласточкино гнездо лидирует в гонке за звание визитной карточки Крымского полуострова. Замок содержит множество черт готического стиля: стремящиеся вверх башни, заостренные шпили, остроконечные арки и архивольты — обрамления арочного проема. «Романтичная» сторона достопримечательности выдает ее истинный архитектурный стиль — неоготику. В классической готике башни заметно уже главной башни Ласточкиного гнезда, а фасад построек имеет обильный декор. В отличие от построек позднего средневековья, окна замка не украшены разноцветными витражами, а интерьер не омрачен темными цветами, что характерно для романского стиля. Также квадратные и круглые формы Ласточкиного гнезда доминируют над острыми треугольными, что делает памятник более «мягким», но при этом массивным. Ласточкино гнездо — пример объединения черт двух разных стилей в одной постройке, отлично сочетающейся с морским пейзажем и скалами.
Неоренессанс.Ливадийский дворец
В основе стиля бывшей летней резиденции российских императоров лежит архитектура итальянского Возрождения с ее симметрией и соблюденными геометрическими пропорциями. Ливадийский дворец содержит множество черт, характерных для построек в стиле ренессанс: закругленные арки и окна, четкое разделение фасадов, а также преобладание прямоугольных планов с внутренними двориками. Именно с внутреннего двора начинал планировку здания архитектор Николай Краснов, почти полностью повторив итальянские патио — открытые дворики жилых помещений, окруженные стенами, галереей и кустарниками. Главный девиз Краснова при проектировании дворца — комфорт и удобство превыше всего. Отдыхающие легко могли попасть в окружающий здание парк, в какой бы комнате они не находились.
В отличие от своих предшественников 15-17 веков дворец не отличается симметричным расположением корпусов и лицевого фасада, что позволяет отнести стиль здания к неоромантизму.
Неомавританский стиль.Воронцовский дворец
Воронцовский дворец в Алупке — одна из первых построек в неомавританском стиле. Мода на мавританскую диковинность связана с необходимостью найти архитектурное направления, способное встать на уровень уже привычным всем форм классицизма и неоготики. Начало и завершение строительства велись по двум разным проектам. Первый принадлежал итальянцу Франческо Боффо и англичанину Томасу Харрисону, а второй — британскому архитектору Эдварду Блору. В основе архитектурного стиля дворцового комплекса лежат английский, неоготический и мавританский стили. Первый отвечает за надежность и демонстрирует высокий статус владельца дворца, о чем свидетельствует преобладание строгих прямоугольных форм и умеренное декорирование постройки. Неоготический стиль выражен в остроконечных окнах и стремящихся к небу вытянутых шпилей. В свою очередь мавританский стиль проявлен посредством сооружения подковообразной стрельчатой арки на лицевой стороне фасада Воронцовского дворца, настенной резьбы, куполов и карнизов.
Неовизантийский.Владимирский собор в Херсонесе Таврическом, Форосская церковь
В неовизантийском или русско-византийском стиле построены Владимирский собор в Херсонесе Таврическом и Форосская церковь, возвышающаяся над поселком Форос. Главная черта стиля — крестово-купольный храм, здание которого обычно прямоугольной формы, а купол установлен посередине. В отличие от Владимирского собора, Форосская церковь сверху имеет четкий крестообразный план со средоскрестьем и четырьмя соседними ветвями, завершающимися куполами с крестами. Данный архитектурный тип христианского храма особенно характерен для построек Византии и стран христианского Востока 5-8 веков.
Русско-византийский стиль был выделен в отдельное направление в 30-х годах 19 века и выражал политическую и религиозную преемственность по отношению к Византии. Кроме того, Владимирский собор построен в месте, считающимся одним из тех, где в 987 году был крещен Великий князь Владимир Святославович, положивший начало христианской Руси.
Определить архитектурный стиль здания невооруженным глазом сложно. Некоторые туристы предпочитают экскурсоводам интернет-источники с кратким перечислением черт наиболее популярных стилей и делают выводы на основе прочитанного. Важно понимать, что такой путь знакомства с разнообразием мира архитектуры будет полезен лишь для получения базовых знаний. При посещении достопримечательностей лучше обратиться к гиду, который расскажет не только о стилевых особенностях постройки, но и о времени, повлиявшем на решения архитектора.