Танковые сражения различных десятилетий, битвы с чудовищами, гонки на суперкарах и футбольные матчи, в которых Россия побеждает в Чемпионате мира — все это возможно в виртуальных пространствах, которые захватывают все больше молодых парней и девушек. Миллионы людей следят за тем, как их кумиры разносят вражеские команды в пух и прах, зарабатывая при этом целые состояния. Все это вместе называется киберспорт.
Стартом отсчета истории киберспорта в мире можно считать 1997 год. К этому времени игры уже успели превратиться из малопонятного большинству развлечения компьютерных гиков в массовую индустрию развлечений, с сочной трехмерной графикой, красивыми уровнями, атмосферными звуками, устрашающими противниками и кровавыми битвами. Благодаря популярному боевикуQuakeв США появилась первая лига кибератлетов«Cyberathlete Professional League» (CPL),усилиями которых киберспорт вскоре стал популярен в Европе, Азии, России и странах СНГ.
Если по-научному, киберспорт — это игровые соревнования с использованием компьютерных технологий, где компьютер моделирует виртуальное пространство, внутри которого происходит состязание. Если по-простому, киберспорт — это турниры, лиги и чемпионаты между игроками по разным дисциплинам (играм). Чаще всего игры-дисциплины распространяются по бизнес-модели Free-to-play, смысл которой заключается в том, что скачать и играть в игру можно абсолютно бесплатно. В таких случаях разработчики получают прибыль только от рекламы и микротранзакций — когда игроки докупают новый контент, который не влияет на баланс, но делает игру красочней, богаче и интересней. Обычно его покупают игроки, которым становится мало просто хорошо играть, и они хотят выделиться среди других эксклюзивными образами оружия и персонажей.
Важным, но не единственным условием того, чтобы обычная многопользовательская игра стала киберспортивной дисциплиной, являются условия победы — в первую очередь, на успех должны влиять знания и умения игроков, а не случайные факторы. Среди наиболее популярных киберспортивных дисциплин —Counter-Strike,DoTA,League of Legends иStarcraft. Их отличает разная механика, правила и условия победы, но все они требуют от игроков досконального изучения баланса. А еще у каждой игры есть своя армия фанатов, которая растет с каждым днем. Нередко случается, что игроки переходят из дисциплины в дисциплину.
В это сложно поверить, но Россия стала первой страной в мире, которая официально признала киберспорт. Это произошло в 2001 году. Но, к сожалению, через три года из-за бюрократических процедур киберспорт перестал быть официально признанным видом спорта.
Лидирует по развитию киберспорта, безусловно, Корея. Ажиотаж вокруг новых героев XXI века просто безумный — ходят легенды, что игроки во время матчей сидят в стеклянных пузырях, чтобы фанаты и фанатки могли находиться экстремально близко к своим кумирам, при этом не мешая им на пути к победам. Корейский игрок вStarcraft 2совершает 3 000 кликов мышкой в минуту.
Попасть в топовые команды и заключить контракт вполне реально, причем абсолютно неважно, где живет игрок. Известность игрока формирует его рейтинг, который доступен всему игровому сообществу, а рейтинг, в свою очередь, зарабатывается победами в онлайн- и офлайн-турнирах и чемпионатах. Игроков с высоким рейтингом легче заметить фирмам, соответственно, такие игроки имеют большие шансы получить контракт и начать свою карьеру. С этого момента для них начинается профессиональный киберспорт с матчами, выездами, тренерами, комментаторами и даже психологами.
Раньше, если ты играл в компьютерные игры, рассказывать об этом девушкам было не самой лучшей идеей. Сейчас все по-другому: когда парень добивается успехов в киберспорте, девушки сами начинают ему писать и даже приходят на турниры, чтобы поболеть за своего кумира
Киберспорт занимает столько же времени, сколько и обычная работа: восемь-десять часов в день, которые киберспортсмен проводит в тренировках. В это время входят часы практики, когда игроки отрабатывают тактику и стратегию сражений, и так называемые “теоретические” занятия, когда они изучают механику игры. Каждый месяц разработчики выпускают обновления к играм, в результате чего какие-то герои или предметы становятся сильнее, а другие слабее или вообще кардинально меняют свои свойства. За такими изменениями баланса нужно пристально следить, хорошо понимая, как использовать их на благо своей команды. Дисциплины в киберспорте бывают одиночными и командными, и для командных действуют те же правила, как и для классических спортивных аналогов — сыгранность и командный дух здесь имеет не меньшее значение, чем в футболе или хоккее.
Киберспортсмены вне игры — обычные люди, в свободное время они, как и все, ходят в кино, кафе, спортзалы, рисуют, гуляют и общаются с родными и близкими. Однако бытует мнение, что киберспорт определенным образом влияет на характер человека. Так, игроки вCounter-Strikeзачастую более капризны и привередливы — это связано с тем, что перед началом матча они подолгу настраивают игру под себя, меняя чувствительность мыши и размер прицела, а многие из них отказываются использовать чужие мышки и клавиатуры.
В мире не существует допинга для киберспорта. Веществ, которые могут повлиять на ход игры или улучшить какие-либо показатели игрока, до сих пор не изобрели
Средний возраст киберспорстмена — от 18 до 24 лет. Именно столько лет топовым игрокам по всему миру. Но есть и команды, в которых всем участникам от 27 лет — чаще всего, это первопроходцы кибербаталий.
За короткую, но стремительную историю существования виртуальных поединков в мире появлялись, росли, развивались и закрывались множество турниров и чемпионатов:
Наиболее значимый аналог Олимпийских игр в мире киберспорта. Они проводились с 2000 по 2013 год, а в списке дисциплин значились десятки наиболее значимых хитов игровой индустрии — отCounter-Strike,QuakeиWarcraftдоFIFA,NFSиWorld of Tanks.
Европейская электронная спортивная лига, которая на сегодняшний день считается старейшей. Непременные монстры индустрии среди дисциплин —Counter-Strike,World of Tanks,StarCraft II,League of Legends,Heroes of the Stormи многие другие.
Первый чемпионат исключительно поDoTA 2,который в рекордно короткое время стал самым масштабнымежегодным турниром по этой дисциплине.
Пятый по счетуInternationalзавершился этим летом в Сиэттле. Победителями в этот раз сталиEvil Genuisesиз США, забрав с собой6 630 109долларов. Остальной призовой фонд распределился между оставшимися участниками в соответствии с занятыми местами. Наши соотечественники из командVirtus.ProиEmpireзаняли пятое и девятое места, соответственно. Бывшие чемпионы мира поDoTA 2— украинцы изNa’Vi— в этот раз заняли только 13-е место.
Интересно, что в мире не существует допинга для киберспорта. Веществ, которые могут повлиять на ход игры или улучшить какие-либо показатели игрока, до сих пор не изобрели. Всем знакомы чит-коды, которые помогали нам с легкостью пройти старые игры, но в киберспортивных дисциплинах они либо отсутствуют, либо запрещены. За их применение можно получить бан на участие в турнирах и чемпионатах. Ставки на виртуальные матчи принимают не только специальные организации, но и классические букмекерские конторы.
Довольно много игроков, которые сейчас носят громкие титулы и широко известны в киберспортивных кругах, родились и жили в Петербурге. Так, например, Сергей Брагин под никомGodв этом августе занял вместе со своей командойVirtus.Pro5-е место наInternational 2015.Их приз составил1,197,103долларов. Довольно известна команда с говорящим названиемPiTER— ребята играют вCounter-Strike:GO. Интерес к кибербаталиям проявляют не только парни — хорошие результаты на турнирах показывают девушки изM5 Female.
Несмотря на то, что Петербург дал миру легендарных игроков, в городе по-прежнему не так легко проводить мероприятия. Организаторы жалуются на то, что соревнования проводить негде — в городе нет больших площадок, а серьезные организации, которые могли бы стать спонсорами турниров, до сих пор не видят для себя перспектив в этом направлении. И все это при наличии в городе подающих большие надежды игроков и бешено растущей популярности самой индустрии.
Мы поговорили с организатором LAN турниров по CS и DoTA2 в Петербурге Владиславом Райским о том, какие сложности возникают в его деле сегодня.
Я часто провожу турниры по фану, просто ради удовольствия, порой даже уходя в минус.И собираюсь продолжать это делать
Я играл в компьютерные игры еще в детстве. Тогда, конечно, это было просто хобби. Когда я впервые узнал, что есть клубы, в которых проходят чемпионаты по компьютерным играм, я был в восторге. Я начал профессионально играть вCounter-Strike Source. На тот момент в городе проходило очень мало турниров и нам приходилось все время ездить в Москву, потому что турниры там проходили чаще.
Еще три года назад киберспорт не был развит в России так сильно, как сейчас.Именно тогда я подумал, что мог бы организовывать турниры в родном городе. Я обзвонил все клубы, и некоторые из них согласились. Так все и началось, с турнира поCounter-Strike 1.6, а потом я стал собирать турниры поDoTA2и другим дисциплинам.
Сейчас у киберспорта в Петербурге, несмотря на его растущую популярность,есть проблемы. Это связано с тем, что нет большой площадки для проведения глобальных турниров. Делать турниры здесьтяжело ине всегда рентабельно, так как спонсоры неохотно идут на сотрудничество. Я очень часто провожу турниры по фану, просто ради удовольствия, порой даже уходя в минус. И собираюсь продолжать это делать, ведь чувствую на себе груз ответственности за развитие питерского киберспорта.
Ни для кого не секрет, что раньше, если ты играл в компьютерные игры, рассказывать об этом девушкам было не самой лучшей идеей. Сейчас все по-другому: когда парень добивается успехов в киберспорте, девушки сами начинают ему писать и даже приходят на турниры, чтобы поболеть за своего кумира!
В 2014 году про International выпустили фильм.
Известный разработчик компьютерных игр,компания Valve, выпустила фильмFree-to-play, который показывает, как проходилInternational 2013и с какими трудностями пришлось столкнуться игрокам, которые хотели на него попасть. Накал страстей приходится на финальную схватку за звание чемпиона между украинской командойNa’Viи китайцами изEHOME.
Первый показ прошел в финале чемпионатаInternational 2013. Сейчас его можно найти в Интернете, но только в любительской озвучке.
Косплей
Создание костюмов любимых персонажей с последующей демонстрацией и созданием фотосетов получившихся образов идет рука-об-руку с индустрией компьютерных игр. Косплейщиков в образах можночастовстретить на турнирах и чемпионатах.
Где играть
Серьезное отличие киберспорта от любого другого в том, что ему нигде не учат. Не существует секций и кружков, где человека, пожелавшего посвятить себя сетевым боям, будут водить за руку и объяснять прописные истины. Киберспорт — это во многом самообразование. Лучшие игроки всему учились сами и, уже попав в топовые команды, продолжили заниматься с тренерами, которые тоже в свое время сами изучали игры.
Фактически, в этом есть определенные плюсы. Для тех, кто не любит большие скопления людей и общение с незнакомцами, созданы все условия — оттачивать навыки в любой дисциплине можно прямо из дома, играя по интернету и изучая теоретическую базу. Серьезным подспорьем будет просмотр тематических видеороликов и трансляций от профи, которых в интернете хватает с избытком. Ну а тем, кто не мыслит себя без шумной компании, прямая дорогая в компьютерные клубы Петербурга.
Удивительно, но клуб не имеет представительства в интернете. Тем не менее он успешно живет и о нем хорошо отзываются игроки и организаторы турниров.
Адрес:Гражданская ул., 16Телефон: +7 (812) 571-00-02
В клубе действуют скидки для школьников и студентов, есть возможность приобрести клубную карту, и есть собственная команда, которая активно продвигает киберспорт в Петербурге.
Адрес:Большой пр-т ПС, 35,вход в к-т «Мираж Синема»Телефон:+7(812) 244-29-53
В клубе часто проводятся местные чемпионаты по CS и DoTA 2, причем для участия не обязательно быть профи и иметь команду — можно придти одному. Благодаря принципу «миксов» команды формируются прямо в ходе турнира.
Адрес:улица Варшавская, 29, к.3Режим работы:ежедневно и круглосуточноТелефон:+7(812)921-13-66
Фото: vk.com
Leave a Reply