Произведения, созданные интернет-художниками для публикации и продажи в сети, принято называть цифровым или диджитал-артом. Сейчас социальные сети и дополнительная реальность становятся комфортными и привычными местами обитания художника, покупателя и зрителя. В новой среде уникальные объекты вынудили авторов создать некие сертификаты подлинности. Ими и стала технология NFT. NFT (non-fungible token) — это цифровой сертификат, подтверждающий право на владение активом. Он существует в блокчейне — базе данных, которая одновременно хранится на множестве компьютеров по всему миру.

NFT-токен

NFT — что-то вроде авторского права в виртуальном мире. На биржах, занимающихся продажей искусства, чаще всего выставляют фотографии, цифровые произведения или их интернет копии. Рынок NFT — широкое понятие. В него входит не только искусство, но и коллекционные карточки или игровые персонажи. NFT приобрёл популярность в мире примерно в марте-апреле этого года. Затем волна популярности пошла на спад. Однако к осени художники и коллекционеры переосмыслили возможности виртуального искусства. Из-за чего рынок NFT вновь расширился. NFT — это безусловно глобальный тренд и новый глобальный рынок. В России нет особых, ярких трендов или специфических тенденций развития, связанных с новой виртуальной реальностью. В нашей стране NFT в арт-сообществе поддержал Эрмитаж. Главный музей страны первый анонсировав выставку в начале ноября.

Ранее Эрмитаж выручил почти 450 тысяч долларов на продаже цифровых арт-объектов. Это стала причиной для скандала. Поскольку с 1 января 2021 года юридическим лицам в России запрещено принимать оплату цифровой валютой. После этого Эрмитаж продолжал покупать и экспонировать оригинальные NFT-произведения. Продолжением этого локального тренда и стала выставка «Незримый эфир», которая готовилась музеем на протяжении целого года.

Основная идея выставки – исследование, осмысление, трансляция и знакомство населения с активно развивающейся NFT-технологией и ее влиянием на процессы, происходящие в последние годы в области современного искусства. Показ экспонатов в виртуальной реальности без их переноса в стены музея – одно из главных решений проекта. В названии выставки воедино слилось невероятное множество смыслов. Именно название ненавязчиво отсылает нас и к поэзии Фёдор Иванович Тютчева, и к Древней Греции, и к многозначности слова «эфир». Древние греки подразумевали под ним верхний слой неба, в котором живут известные всем нам боги. Им также обозначали пятую стихию в натурфилософии, науки, изучающей философию природы. Помимо этого, «эфиром» называют единицу криптовалюты, с помощью которой на рынке продаётся NFT-искусство. Таким образом, выставка привлекает внимание не только новой, интересной концепцией, но и глубоким, многогранным названием, в котором интересно разгадывать заложенные смыслы. Первая, но не по значимости, часть проекта – это сайтhttp://celestialhermitage.ru.Тут можно посмотреть каталог выставки, кураторский текст, а также информацию о партнерах и онлайн-книгу отзывов, ещё по этой ссылке доступен вход в виртуальную галерею. Вторая часть представляет собой онлайн-галерею. Организаторы сформировали не на базе многофункциональной платформы цифрового искусства Masters digital.

Внутри неё посетители могут виртуально гулять по залам, изучать и внимательно разглядывать экспонаты, а также взаимодействовать друг с другом. В галерею можно попасть с сайта проекта или с самой платформы Masters digital. Чтобы гостям проекта стало легче сориентироваться и адаптироваться, а таком непривычном онлайн — формате посещения музея, перед входом в виртуальную галерею размещены предельно подробные инструкции.

Организаторы выставки собрали 38 NFT-проектов. Эти экспонаты отражают разные ветви развития «токенизации» произведений искусства. В рамках проекта представлены как ключевые работы для истории NFT, так и абсолютно новые, созданные недавно, специально для проекта, организованного Эрмитажем.

NFT-копия работы Василия Кандинского «Композиция VI», написанной в 1913 году.

На выставке можно познакомиться с примерами генеративного искусства, «on-chain» произведений, а также с проектами, использующими алгоритмы коллективного творчества. Также здесь представлены разного рода эстетические и жанровые подходы к созданию NFT. Например, утопические видения будущего, обращение к образам классического или современного искусства, глитч-арт, цифровые скульптуры, проекты о связи реального и виртуального миров и прочее.

Для создания интернет — пространства организаторы использовали интерьеры здания Биржи – центрального строения архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова, созданного в 1816 году известным архитектором Тома де Томоном. Технология NFT тесно связана с работой криптобирж и криптовалютой, именно поэтому образ здания Санкт-Петербургской биржи, занимавшей лидирующие позиции в развитии биржевой торговля в XIX веке, выбран как наиболее уместный и подходящий для подобной экспозиции. Один из скрытых лейтмотивов выставки — взаимосвязь современных технологий и классических, знакомых образов. Именно он в сполна отразился в кураторском тексте. Стоит отметить, что в его создании приняли участие не только авторы проекта, но и алгоритмы нейросетей. Не обошлось и без освещения актуальной повестки. Для компенсации энергии, которую поглощает выставка, будет высажено количество деревьев, равное затраченным ресурсам. Таким образом, организаторы смогут восстановить экологическое равновесие восстановится.

Отдельно хочется упомянуть о том, что в выставке принял участие современный китайский художник Чжана Хуаня.

Чжан Хуан

Его работы с большим успехом были показаны в Эрмитаже ещё в ковидном 2020 году. Художник специально для главного музея Северной столицы создал новый NFT-проект, который назвал «Пепельный квадрат». Он был основан на образе известного «Чёрного квадрата» популярного советского художника Казимира Малевича из коллекции Государственного Эрмитажа. В своей работе он отсылается к знакомым эстетические приемам, которые он успешно адаптирует под цифровой формат.

проект «В пепле истории»

Свою работу выставка начала 10 ноября. Как обычно, первым событием дня, стала торжественная церемония открытия. Перед собравшимися зрителями выступил директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. Он произнёс речью об «историческом событии в смысле освоения цифры». После чего Михаил Борисович разрезал ленту и передал слово кураторам. Хочется обратить внимание на то, что открытие первой в России виртуальной NFT-выставки решили устроить в классических музейных интерьерах перед многочисленными зрителями всего через несколько дней после очередного карантина.

NFT-токен

Получается, что вся концепция виртуальной реальности, в которой должен был реализовываться долгожданный проект, вмиг разрушилась на корню. Кроме того, Михаил Борисович разрезал джойстиком невидимую ленту. По задумке, в дополненной реальности в руке директора музея должен был внезапно появится меч, но эта проекция так и не возникла на экране за его спиной. А к VR-шлему, который должны были надеть в процессе церемонии, так и не прикоснулись. Была ли это дополнительная реальность — вопрос.

​Как и у любого другого крупного проекта, у выставки, организованной Эрмитажем, есть несколько недостатков и технических погрешностей. Но стоит признать, что их избежать практически невозможно. Особенно, когда делаешь чуть ли не первую NFT-выставку в мире. Во время открытия посетители почему-то могли изменять положение выставленных экспонатов, которые по задумке должны были быть закреплены на определенном месте. Также некоторые движения персонажей проваливались сквозь текстуры. Из-за этого к некоторых посетителей, точнее, их виртуальных копий не было ног.

Виртуальная выставка — это не просто еще один очередной формат экспозиции, а совершенно новый, неизведанный способ общения со зрителями. Он позволяет перешагнуть через все музейно-выставочные ограничения. Во-первых, у зрителей появляется возможность получить новый чувственный опыт, погрузиться в другие миры и изменения. А ведь это и есть одна из задач искусства — показать реальность в новом свети. NFT-выставки делают эту цель более реальной и достижимой. Поскольку даже само расположение картин может иметь смысл и приобретать причудливые формы. Из них можно выстраивать лабиринты, горы, проекции или создавать картину в картине. Во-вторых, не стоит забывать о просветительской миссии NFT-проектов. В стремительно меняющимся мире особое место занимают новая виртуальная реальность. Многие художники переходят в интернет и продают свои работы в сети. Такие выставки показывают обычным людям, как далеко зашли современные технологии и как важно разбираться в новых тенденциях.

Для того, чтобы, когда вы пойдёте на одну из таких модных NFT-выставок не запутаться в том, как надевать шлем дополнительной-реальности и в разговоре о токенах случайно не упомянуть «Властелина колец»

Trending