В Питере не просто любят джаз – его здесь и прекрасно исполняют. Если вы хотите узнать особую музыкальную сторону города, то обязательно посетите джаз-бары. Вас ждут непередаваемые ощущения от концертов, знакомства с потрясающими музыкантами и отличные вечера в одних из самых эстетических мест Северной столицы.Именно в Ленинграде возник первый в СССР джазовый клуб и первые подпольные ансамбли. Этот жанр музыки по сей день живет здесь: его можно найти по нескольким адресам, в наушниках жителей и в сердцах музыкантов. Последние особенно трепетно относятся к своему другу и готовы с восхищением рассказывать о нем всем желающим.

Во дворе театра Ленсовета слышны аккорды фортепиано, переливается яркими звуками саксофон и нежный голос шепчет историю о безграничной любви. Что это за место? Это бар, точнее сказать – «ЭТОБАР». Один из лучших джазовых баров Санкт-Петербурга.

Фото:ЭТОБАР

Вечер, приглушенный свет в необычных лампах, два бармена, принимающие заказы и улыбчивые официантки, встречающие гостей. Рядом с барной стойкой стоит черный лаковый рояль, за которым играет молодая девушка с каштановыми волнистыми волосами, слева от нее звучит соло на саксофоне мужчины приятной внешности, а в центре импровизированной сцены белокурая девушка в темно-зеленом платье исполняет редкий, но очень красивый стандарт. На сцене появилось талантливейшее трио Катерины Яковлевой.

Фото:ЭТОБАР

Первая часть выступления закончилась, музыкантов благодарят громкими аплодисментами гости бара. Катерина широко улыбается и решает рассказать зрителям историю исполненной композиции, поделиться своими чувствами и мыслями.

Объявляется следующий номер – так называемая песня-загадка из старого мультфильма, который предлагается угадать. Слушатели сосредотачивают свое внимание и с интересом изучают мелодию, шепотом обсуждая друг с другом ответ на загадку. Вдоль стены стоят стильные столы-бочки: за одним с бокалами в руках отдыхают две девушки в красивых платьях, за другим влюбленная пара. В соседнем зале общаются семьи, друзья, коллеги – вечер наполнен дружелюбием и счастьем. За барной стойкой сидит компания мужчин, совсем не похожих на джентльменов: у каждого грубые черты лица, черная кожаная куртка и джинсы, большой стакан светлого пива. Но мужчины так же внимательно, с неподдельным восторгом слушают нежную мелодию. Джаз не имеет определенных стандартов или правил – как в нотах, так и в слушателях главенствует свобода. Музыканты объявляют правильный ответ – это была композиция из диснеевского мультфильма «Белоснежка и семь гномов».

Катерина Яковлева, музыкант

Каждую неделю я получаю вдохновение от музыки и новых музыкантов на моем пути. Так и живем.

Представляем музыкантов сегодняшнего вечера: Катерина Яковлева – вокал, Александра Михайлова – клавиши и Михаил Шипов – саксофон.

У Катерины и Михаила своя соул-группа «Kind Soul», в репертуаре которой множество различных музыкальных жанров и стилей:

– Мы очень хотим играть музыку, которая нам нравится, и нести ее в массы. Хотим качать old & strong soul, new & groovy neo soul. Фанковые и диско ритмы с прямой бочкой мы тоже умеем и любим! В общем, качнем, если позовете, – написала вокалистка настраничке своей группы в Инстаграм.

Катерина – Это интересный коллаб: у всех разные образования и истории становления. Миша программист, Саша маркетолог, а я хоть и выросла в музыкальной семье (мама и две сестры пианистки), в свое время в училище так и не поступила. Мы с ребятами сражались за то, чтобы музыка пришла в нашу жизнь.

Михаил – Тем не менее мы все обучались в музыкальной школе и любовь к музыке появилась еще в детстве. Но мы почему-то решили, что это не наше и выбрали другой путь для реализации. Я до сих пор помню прекрасные слова моей учительницы по сольфеджио: «Природа никогда не дает что-то просто так. Она все равно заберет свое». Так и получилось: мы побросали все свои социально-нужные работы и дали волю талантам.

–То есть никогда не поздно начать карьеру музыканта?

Александра – Мне кажется, нет. Любовь – определяющий фактор. Любовь к своему делу, музыке, инструменту – это главное.

Михаил – Все люди талантливы, не перестану это повторять. Просто кто-то больше любит свое дело, а кто-то меньше. Но чаще всего, конечно, везет тем, кто с самого детства слышал музыку по-другому и по-особенному чувствовал. Такими людьми я восхищаюсь: они были уверены в выбранном пути с самого начала.

–Катерина, во время выступления вы делали отсылки к послевоенному времени в штатах, периоду Великой депрессии. Откуда у Вас такой интерес к этой эпохе?

Катерина – Все началось с одного концерта к 9 мая. Нам сказали: «Ребята, так как вы играете музыку на иностранном языке, либо вы все-таки пойте «Катюшу», либо объясните зрителям посыл ваших песен. Мне тогда пришлось копать в интернете информацию об этом времени, культуре. В джазе в принципе большинство стандартов написаны в 20-х, 40-х годах. Признаюсь, сейчас я все меньше позиционирую себя как джазовая певица и больше внимания уделяю современной музыке, например соулу.

Фото:ЭТОБАР

–Как относитесь к современной музыке в целом?

Катерина – Прекрасно! Мне нравится, что сейчас модно смешивать разные музыкальные течения.

Михаил – Корнями же вся музыка ведет в афроамериканскую, там и хип-хоп, и соул, и джаз. Я считаю, что музыка не должна быть ограничена рамками конкретных направлений или жанров, она цельна, все ее элементы связаны.

–Джаз способен затмить попсу?

Катерина – Да нет, конечно. Эти направления должны сосуществовать вместе, для каждой музыки найдется свой слушатель.

Михаил – Джаз пластичен, он готов преобразовываться. Если посмотреть на его исторический путь, можно увидеть, насколько он живучий. Он все время впитывал в себя разные направления, стили, жанры. Джаз постоянно меняется, и это здорово – он всегда будет жить. Может скоро будет популярен новый, электронный или космический джаз!

Катерина – Да, сейчас развиваются фри-джаз, ска-джаз, джаз-фьюжн и другие. Сходите как-нибудь на джаз-джем, там можно услышать много разных стилей.

–Что это за джемы такие?

Михаил – Я бы сказал: «Боже, храни джаз-джемы!». Это такая культура в джазе: разные музыканты собираются, вместе играют, общаются посредством музыки, заводят знакомства, делятся опытом или ищут людей в группу.

Катерина – Джемы – это вообще отдельная история. С Мишей мы познакомились на таком мероприятии в Грибоедове. Он играл какой-то ад! Вместе с одним саксофонистом они начали специально играть совершенно атональные штуки и жутко сбивать меня.

Михаил – Просто инструменталисты любят дразнить начинающих вокалистов, добавлять остроты в номер. Это некая проверка на прочность.  Над новичками всегда горазды подшутить, это уже стало неотъемлемой частью джемов.

Катерина – Но это меня не обидело, наоборот, мы начали общаться и теперь постоянно вместе выступаем, только теперь он не вставляет мне палки в колеса.

Михаил – Потому что прошла проверку!

Катерина – В джазе в принципе нет понятия коллектива. Мы свободны, нам только в радость поиграть с теми, с кем еще не играли. Так что даже если у коллектива есть название, строго зафиксированных участников нет. Система работы в джазе основана на том, что разные заведения дают тебе даты и ты сам смотришь, куда сможешь прийти выступить. Хотя мы наше трио стараемся держать – таким составом, как сегодня, выступаем уже года три.

Александра – Наша музыка в основном рассчитана на мероприятия. В этом формате нам бы хотелось выступить на джазовом пароходе, это очень престижно.

–Интересно узнать о вашей аудитории. Сегодня во время выступления вы обменивались фразами с двумя девушками – они ваши постоянные зрители?

Михаил – Да, этих девушек и еще пару человек я видел на наших концертах раньше, так что постоянные зрители есть, с некоторыми часто удается пообщаться в перерывах. Это очень приятно для каждого музыканта. Музыка – это общение, беседа со слушателем, поэтому контакт с публикой очень важен. Когда видишь таких знакомых, чувствуешь огромную поддержку. Хочется выдохнуть, расслабиться, получать еще больше наслаждения от игры.

–У вас были моменты, когда хотелось опустить руки, бросить музыку? Как вы справились с этим?

Михаил – Да, такое постоянно случается. Только если почувствуете подобное, инструмент в стену не кидайте в порыве эмоций, это дорого вам обойдется (смеется). А если серьезно, то мне жаль тех людей, которые бросили все окончательно.

Катерина – Жизнь у музыкантов непростая. Если человек занимается только музыкой, не имея постоянного места работы в этой сфере, то становится очень сложно материально.

Михаил – В эмоциональном плане также непросто, есть вероятность выгореть. Во время исполнения ты многое переживаешь и чувствуешь, борешься за любовь публики, а где любовь – там и ревность, тяжесть конкуренции. Хотя среди музыкантов принято не сравнивать себя с другими – нужно учиться у конкурентов, это делает тебя лучше. Что с этим делать? Наверное, послушать великих исполнителей, вдохновиться или на какое-то время отпустить ситуацию, дать себе отдохнуть.

–А себя вы критикуете после выступления?

Михаил – Критика всегда будет присутствовать. Но не стоит хвататься за голову после выступления, крича: «У меня ничего не получилось!». Знаете, я отношусь к своим ошибкам так: «Ну это мы исправим, здесь подлатаем и там», это спокойная и адекватная критика. Своим выступлением нужно научиться наслаждаться. Какое бы у тебя ни было плохое настроение, как бы много ты не лажал – кайфуй.

–Как оцениваете сегодняшний концерт?

Катерина – Сегодня было хорошо. Настроение даже не подвело, хотя ехала сюда и думала о том, какой ужасный дождь. Зрителям же это не важно, они пришли отдыхать, наслаждаться музыкой, получить положительную эмоцию.

Михаил – А я считаю, что артист не должен полностью забивать на свои переживания, он может ими поделиться с помощью музыки, донести мысли и чувства. Это беседа, мы ведем диалог с аудиторией, обмениваемся эмоциями и энергией.

Александра – В этом огромное преимущество музыки – ты можешь выговориться в своей игре и тебе станет легче.

–Что вам не нравится в вашей творческой работе?

Катерина – Неприятно не получать отдачи от аудитории, не чувствовать этого диалога. Был случай, когда мы выступали в одном баре, играли в углу зала и зрители воспринимали нас фоном.

Михаил – Радио сломалось!

Катерина – Вообще никто не аплодировал и почти не смотрел в нашу сторону. Но думаю, проблема была в размещении, нас закрывала арка.

Александра – Еще причина может быть в том, что некоторые люди не совсем понимают, когда нужно аплодировать. Они боятся, что помешают выступающим. Большинство же воспитано на классических композициях, где нужно хлопать только в конце. А в джазе это можно делать постоянно, музыканты будут только рады.

Мы всегда говорим на концертах, что это не филармония и здесь нет определенных частей, правил. Аплодируйте всегда: понравилось – хлопайте, не понравилось – тем более хлопайте, вы тем самым нас подбадриваете. Зрители – равноправные участники выступления, ваши руки – тоже инструменты

–В каких барах вы еще выступали? Где понравилось больше всего?

Михаил – «The Hat» сейчас лучшее место для меня, оно самое культовое. Там собираются лучшие джазмены Питера и джемы проходят каждый день. Еще мне очень нравился «Дом 7», но он, к сожалению, закрылся. Туда часто приезжали иностранные музыканты и вход был свободным. Помню, как-то я спросил одного музыканта из Кубы: «Как вам джаз у нас в Питере?», а он ответил, что ему очень нравится.

Ближайший концерт трио Катерины Яковлевой «Kind Soul» в «ЭТОБАР» состоится 3 сентября в 22:30 по Московскому времени.

На этой приятной ноте наш джазовый вечер на Владимирском подошел к концу. Прекрасное трио профессионалов своего дела отправилось отдыхать после выступления за небольшой столик.

На следующих выходных я посетила знаменитый бар «The Hat» [Шляпа], где проходят джаз-джемы, любимые мероприятия джазовых музыкантов Питера.

В «Шляпе», как оказалось, царит действительно особая атмосфера: бар наполнен эстетикой Америки 50-х. Само помещение небольшое, но очень уютное. Барная стойка, небольшие столики по периметру и маленькая сцена с фортепиано, ударной стойкой и контрабасом. В выходной день здесь собралось очень много народу всех возрастов. Все люди стильные, счастливые, свободные – настоящая аудитория джазовых клубов.

Фото:The Hat Bar

В начале вечера выступала группа из пяти человек, они исполняли сложную, но запоминающуюся композицию. Переливались яркие краски, стилевые акценты расставлялись сумбурно, не по привычному для моих ушей рисунку. Но больше всего мне запомнилось прекрасное соло саксофониста. Музыканты играли настолько профессионально и слажено, что думаешь, будто это джазовый коллектив, который играет вместе уже не первый год. Ан нет – это же джаз-джем, здесь все музыканты самостоятельны и некоторые играют друг с другом впервые в жизни!

Сегодня мне удалось пообщаться с Михаилом Фоминых, ярким джазовым басистом и контрабасистом Санкт-Петербурга. Михаил лидер коллектива «Five Corners Jazz Ensemble», участник множества джазовых фестивалей, а также член Союза Концертных Деятелей Санкт-Петербурга и композитор.

Фото:The Hat Bar

Михаил – Я музыкант-самоучка из Кирова, поэтому шел к своей мечте долго. В моем родном городе была мощная тусовка единомышленников. Она, конечно, не сравнилась бы с Питером и Москвой по масштабам, но тем не менее мне было с кем посотрудничать.

Вместе с Михаилом мы вышли из бара на улицу, здесь так же было очень людно – казалось, что это не просто очередной джем-вечер, а концерт популярной группы.

Михаил – В музыкальной школе я не учился, но поступил в училище. Семь лет играл на гитаре и вдруг, мне в руки попала бас-гитара. Мне очень понравилось и все сразу начало получаться – это был знак. После этого мой первый инструмент я отложил. Вторым знаком стала встреча с питерскими и московскими музыкантами, среди которых был пианист Андрей Зимовец. Я по сей день считаю его своим главным учителем и наставником. Сейчас, кстати, я играю с ним в коллективе «The Jazz Classic Trio».

–Вы переехали сюда из-за отсутствия возможностей в своем городе?

Михаил – Вы правы, там пробиться вообще невозможно, сейчас уже не с кем играть – все музыканты уехали. Кто-то в большие города, некоторые мои знакомые теперь живут в Америке. Перед моим выходом сейчас выступали молодые ребята тоже из Кирова. Нас можно понять: даже если в провинции есть музыкальные школы, то стоит проблема с кадрами, т.е. педагогами. В основном это люди в возрасте, у них уже нет того огня, способного заразить учеников идеей посвятить жизнь музыке. Но в плане обучения в современном мире начинающим музыкантам намного проще. Можно постоянно пробовать овладевать разными инструментами с помощью видеоуроков в интернете или всевозможных курсов. Информационное поле огромное: бери – не хочу!

–Расскажите о своих единомышленниках в Питере.

Михаил–Я ехал сюда за определенной музыкой – би-бопом. Би-боп – это стиль джаза начала 40х, основанный Чарли Паркером. Если бы ее играли в любом другом городе – я бы туда поехал. Сейчас у меня есть свой ансамбль – личное поле для экспериментов со стилями. Найти ребят в команду помогли эти джемы. Я вообще считаю, что джемы – отличная возможность найти интересную идею для композиции. Я здесь часто записываю на диктофон понравившиеся отрывки, которые играют другие, что-то додумываю и вдохновляюсь. Очень здорово, что во многих городах есть такие джаз-клубы – это объединяющее место для музыкантов и жителей. Особый колорит придают не именитые артисты, а именно местные. Они все такие разные и по-своему крутые!

Во время разговора Михаила постоянно приветствовали другие исполнители, пожимали руки.

Михаил – Да, моих знакомых музыкантов здесь очень много. Джазмены из других городов и стран выступают в Питере именно в этом баре. Еще его ценность в том, что здесь проходят джемы каждый день, в Москве, например, такого места нет.

–Какие у Вас дальнейшие цели в музыке и жизни?

Михаил – Сейчас приоритеты немного другие, не такие, как юности, когда хотелось покорять вершину за вершиной. Я семейный человек, но все равно не могу отказаться от музыкального саморазвития. Джаз для меня стал смыслом жизни. Это больше чем работа. Такая музыка мне никогда не надоест: даже если играть одни и те же композиции, каждый раз они будут звучать по-особенному.

Михаил был прав. Проведенные джазовые вечера оказались волшебными, памятными и очень особенными.

Trending