Что такое театральный менеджмент? Чем занимается менеджер театрального проекта?

Театральных менеджеров учат, в большинстве своем, в Театральной Академии. В дипломе у нас написано «продюсер исполнительских искусств». Дальше в театрах кто чем занимается — кто-то работает в договорных отделах, например, с закупками и контрактами, кто-то становится администратором и занимается делами со зрителями, кто-то работает в режиссерском управлении и организует репетиции, жизнь труппы, кто-то занимается организацией работы художественно-постановочной части.А я являюсь куратором проектов, сопровождаю новый проект, постановку, какое-то событие от самого начала до момента, когда этот проект показывается или входит в репертуар театра. Моя задача — держать под контролем все процессы по реализации проекта или постановки, составлять планы выпуска, сметы, искать реализаторов, участвовать в подготовке pr-стратегии и так далее. Куратор стоит между творцом и всем театром. Грубо говоря, дело куратора — создать для художника иллюзию того, что в мире нет никаких проблем, а есть только его творчество. То есть моя работа — оградить художника от всех организационных, финансовых, бумажных проблем. Ну и, конечно, нести ответственность за его проект — постоянно за ним следить даже в процесс проката, что-то добавлять, докупать, перезаключать какие-то договоры и прочее.

Полтора года назад я пришел к Могучему и сказал, что хочу работать. Сначала вместе с коллегами мы организовали проект «Формального театра» ТПАМmeeting — аукцион режиссерских и продюсерских театральных проектов осенью 2013 года, затем меня взяли в БДТ —  в январе 2014 года.

«Remote Петербург»— часть масштабного международного проекта «Remote X», участниками которого стали крупнейшие города мира:Берлин, Вена, Авиньон,Лиссабон, Бангалор, Сан-Паулу. Это спектакль-путешествие по Петербургу для группы из 50 человек, которую ведет компьютерный голос, звучащий в наушниках.

«Remote Петербург», без реверансов, уникальная для Петербурга постановка. Почему подобный проект удалось реализовать только сейчас? Раньше не было возможности, средств, смелости — или даже идеи похожей не было?

Ну надо понимать, что вообще жанр «променад-театр» — грубо говоря — «спектакли-бродилки» — только-только стал проникать в Россию. Хотя за границей он существует уже около 10 лет. А то, что «Remote Петербург» — это бродилка вне стен театра, делает его весьма сложным для Петербурга из-за климата. Это первое. Второе — Remote X — это уникальный проект немецкой театральной компании Rimini Protokoll. Эти ребята вот уже на протяжении лет 10-15 создают выдающиеся театральные проекты, аналогов которым нет в мире. Они подходят к театру с другой стороны — во всех их спектаклях отсутствуют либо профессиональные артисты, либо артисты вовсе в смысле «здесь и сейчас» на сцене. Rimini Protokoll — это феномен мирового театра со своим, присущим только им почерком. Поэтому сложно говорить по поводу «почему только сейчас» — просто не было аналогов, хотя если говорить про театр под открытым небом, то примеров в Петербурге и России уйма. Почему сейчас и почему в БДТ — художественный руководитель на Авиньонском фестивале летом 2013 года видел авиньонскую версию Remote. После этого он и решил, что такой проект нужен и Петербургу и театру, который он возглавляет.

Стороннему наблюдателю кажется, что петербургский театр за последние несколько лет совершил большой скачок вперед: появились самостоятельные оригинальные молодые режиссеры, сложные постановки, не имеющие ничего общего с традиционным театром. Так театр перестал быть искусством для интеллектуалов и маргиналов и, более-менее, вышел в массы. С чем это связано? Может быть, это только кажется прорывом, а на деле это был постепенный процесс?

Я все-таки думаю, что и история, и искусство, развивается волнообразно — прогресс-пик-регресс и все заново. И также сложно ответить на этот вопрос, потому что не очень понятно, по каким признакам театр — да и вообще любое искусство — можно разделить на традиционное и нетрадиционное. Это необъективные категории. Что точно видно — за последние несколько лет появилось множество самостоятельных, интересных негосударственных театральных коллективов, многие государственные театры стали смелее и все больше доверяют молодым режиссерам новые постановки. Немалую роль в этом сыграли инициативы государства по поддержке молодых художников.

Появилось много отличных больших международных фестивалей, на которые приезжают мастодонты современного театра со всего мира, что, опять-таки, подпитывает нас, провоцирует на новые поиски, новые подходы. Да и мы побывали за границей, посмотрели спектакли там, обменялись опытом. Касательно того, что театр «выходит в массы» — мне кажется, что все бОльшее количество профессионалов в области театра понимают, что театр — это уникальное и сложное явление, но он является элементом рынка услуг. Театр конкурирует и с баром, и кинотеатром, и клубом. Поэтому все больше театральных менеджеров применяют на практике маркетинговые подходы к управлению и организации работы театра.

Как вы относитесь к самой идее премии для молодых театралов? Чем она может помочь вам в дальнейшем?

Отношусь положительно. Чем может помочь в дальнейшем — ну, наверное, познакомлюсь с теми людьми из театральной «тусовки», с которыми пока еще не знаком. Ну и родственникам будет приятно — если с Лешей мы выиграем, то будет, чем похвастаться им перед друзьями и коллегами.

Trending