Вы общаетесь с людьми, которых фотографируете? Узнаете их истории?
Это происходит довольно часто, когда я приезжаю в новые места. Недавно был в Архангельске.
– Что вы там узнали?
– Люди там добрые. И я понимаю, что у них есть разные проблемы, иногда посерьезней чем у жителей больших городов, но они все равно остаются людьми и, надеюсь, что ими и останутся. Узнал, что Архангельск делится на два слоя: деревянные дома и новостройки. Где-то люди с дровами ходят по улице, а через дорогу уже зажиточные мужики. Все строится на контрасте и это бросается в глаза.
Анкета от Владимира Трояна:
Любимое место для съемок в Петербурге
Нет привязанности к какому-то месту. Куда ноги занесут, там и нормально. Бывает, что идешь по центру и тебе некомфортно, а приезжаешь в Купчино и там классно.
Работы каких мастеров стоит смотреть новичкам?
Мне нравится Алекс Уэбб. Он сразу работает с цветом и сюжетом.
Вдохновляющие книги для фотографа
Я не читал. Я самобытный. Советую прочитать «Белое на черном» автора Рубена Давида Гонсалеса Гальего. Испанский маленький мальчик-инвалид описывает все детские дома, где он побывал. Это стоит прочесть, чтобы понять, что у нас все хорошо.
Любимые фильмы
– Весь Джим Джармуш, весь Аки Каурисмяки. Их фильмы про обычных людей. Они красиво работают и с композицией, и с чувством, и с сюжетными линиями.
Как вы преодолели страх съемки?
Не вступать в зрительный контакт – думать, что снимаешь задний фон. Я начинал с этого, потому что не хотел входить в разговоры. Потом стало скучно.
Как казаться максимум незаметным для героя?
– Действовать уверенно. Грамотно войти в ситуацию и выйти из нее. Ни секунды не тянуть. Когда происходит что-то экстремальное, фотографа мало замечают. Да и вообще любую ситуацию надо со всех ракурсов отснять, чтобы потом можно было выбрать. Также есть такой прием, когда мы начинаем снимать сюжет издалека, а потом приближаемся к человеку. Он привыкает к нам и уже не обращает внимания.
В фильме о вас «Заснять за живое» был эпизод, когда вы вели голубя к балерине. Вы думаете о композиции, несмотря на то, что это улица?
– Я думаю обо всем: о переднем и заднем плане, о главном герое. В той фотографии была балерина и задний фон – Спас на крови – этого для меня уже мало. Мне хочется больше компонентов, которые будут взаимодействовать друг с другом. Люблю усложнять.
Какие истории случались во время съемок?
Как-то мы руфили Гостинный двор на Думской ради фотографии железнодорожных касс со стороны канала Грибоедова. У них стеклянный потолок шарами, и сверху это выглядит, как гряда яиц Чужого. Пришлось лезть по сломанным лесам и трубам, чтобы добраться до башни. Под нами находился банк, поэтому нужно было следить за датчиками движения, иначе бы приехал ЧОП.
Лезть на леса и трубы противозаконно?
Вообще да. Это проникновение на территорию организации.
Часто приходится нарушать правила?
Когда я занимался новостной съемкой, с полицейскими постоянно имел дело. Сейчас ушел на улицу – действую один и никто мне не начальник.
Балерина
Что делать, если герой яркий, он находится прямо перед нами и видит нас, а мы хотим его сфотографировать?
Берем и снимаем. Те, кто выглядит эпатажно, готовы к фотографированию. Когда мы снимаем их – делаем хорошо обоим.
Вы снимаете портреты прямо на улице или приглашаете в студию?
Никаких студий! Прямо сейчас и здесь. Портрет – это как раскаленный металл – надо сразу выковать. Если будем ждать человек расслабится и начнет позировать, а нам нужно напряжение нескольких секунд.
Люди, которых вы фотографировали, находили вас в интернете, когда видели себя на фото?
Такого не было. Однажды я снял молодого человека в автобусе на Невском проспекте с красивым светом, но не сказал спасибо. У нас был мощный контакт – он раскрылся. Потом я приехал на остановку и ничего ему не сказал. Какая-то скованность появилась в тот момент. Вот уже шесть лет в глубине души надеюсь, что он найдется и скажет: «а это я». И я отвечу: «Аллилуйя! Наконец этот камень с души упадет. Спасибо тебе».
Как вы поняли, что контакт установился?
По глазам. Есть взгляд злой, хитрый, закрытый, а тогда был взгляд открытый. Это все внутри и без слов. Человек раскрывается, а я, как охотник за приведениями, забираю его душу в ловушку.
Иранские болельщики
Вы считаете это психологией?
Вообще любой фотограф точно должен быть психологом, не говоря уже о съемке портретов. Нужно любить и уважать человека по умолчанию, не ставить себя выше. Это противозаконно в фотографии. Только когда мы уважаем всех и любим, то можем достигнуть реалистичных кадров.
Сколько времени уходит на одну съемку?
Зависит от времени года. Если встаешь выспавшийся, и лето на дворе, можно хоть сутки снимать и получается куча материала. А зимой у нас какое-то коматозное состояние. Мы как канарейки – темно становится – сразу спать. Я даю себе мало поблажек – иначе приходится что-то дорабатывать.
Как вы относитесь к фотошопу?
Если коррекция используется в коммерческих целях – это хорошо, в правдивой фотографии – нет. Когда я понимаю, что человек фотошопит, он падает у меня в глазах.
Можно сделать приятное человеку, замазать прыщ?
Нет. Ты снимаешь человека, которого не знаешь, в уличной композиции, поэтому никакие прыщи не замазываются. Это против правил. Чтобы рука даже не дергалась за заплаткой.
Если сюжет фотографии интересен, но качество не очень, вы показываете ее?
Анри Картье-Брессон сказал, что резкость – это буржуазная концепция. Так что если сюжет очень крутой, мощный, то качество откидывается.