Сегодня я проснулся, позавтракал, сходил в душ, выпил кружку кофе и поехал на троллейбусе. И так проходит большинство моих дней, когда я еду играть. Если выступление заканчивается часов в 5-6, я провожу уроки с учениками – преподаю фортепиано и сольфеджио. В летнее время выступления могут заканчиваться совсем поздно. В основном я еду домой и уставший ложусь спать. Иногда настроение – домой не ехать. Но сейчас я это делаю уже реже. Я пятый год на улице и устал проводить время ночью где-то. Я ценю свой сон, ценю свое время и стараюсь больше отдыхать. Не уставать. Не выгорать.
Для многих музыкантов уличные выступления – работа, а не стиль жизни. Это взрослые люди, которым нужно просто зарабатывать деньги, чтобы прокормить себя и свою семью. Я знаю людей, которые играют на улице только потому, что это все, что они умеют делать. Я знаю людей, которые играют только летом, а зимой уходят работать в какие-то другие места. Лично для меня, возможно, из-за того, что я еще молодой, важно получать эмоции от людей, от самого себя. Для меня это важнее денег. Почти каждое выступление я говорю: «Всех денег мира не заработаешь». Когда стоит толпа и хором поет песни – лучше этого ничего нет для уличного музыканта. Я живу музыкой, меня воспитывали в музыке, я всю жизнь занимался музыкой и буду заниматься – неважно, на улице или нет. Это мой стиль жизни.
Фото из личного архива героя
Я как человек, имеющий образование, ценю людей, которые его получили. Я не говорю о том, что это нужно сделать всем поголовно. Я сам закончил среднее специальное. У меня дирижерское образование, есть красный диплом, но дальше я не пошел, решил остаться на этом уровне. Есть на улице музыканты, которые вообще ничего не закончили. И у нас в группе такие музыканты есть. Но опыт показывает, что профессионалов слушать приятнее. Хотя я даю шанс любителям и считаю, что любитель может быть в разы талантливее, чем профессионал. И если любитель будет профессионально подходить к своему делу, то он может и без всякого образования вырасти в очень большого человека.
Для уличного музыканта очень важно обладать умением импровизировать, потому что, когда ты приходишь в другой коллектив, в основном тебе сразу приходится вливаться и играть, хотя ты можешь не знать песен, аккордов, тональностей. Какие-то репетиции в любом случае нужны. Импровизация без подготовки порой приводит к плачевному исходу, потому что на одном таланте не выедешь. Но я считаю, что самое важное – это баланс. И играть все по бумажке, все как репетировали, все песни подряд, как учили, – не мой подход. Я люблю давать свободу нестандартным мыслям. Во время песни, например, поменять какую-то гармонию. Или между припевами вставить какое-нибудь соло. Импровизация – это очень веселая штука, которая выводит тебя из зоны комфорта.
Фото из личного архива героя
Конкретно на Невском проспекте конкуренция довольно большая. Что делать в этом случае? Я считаю, что в целом по жизни и на улице, и вообще в любой профессии самое важное – это находить нужных людей, которые могут тебе помочь, с которыми ты обретешь нужные связи. Благодаря таким людям ты становишься крепче, тебе есть за что зацепиться. Я тоже через это прошел. Меня на улицу вытащил старший брат, и я был знаком только с ним, потом он познакомил меня с Димой – гитаристом, который играет с нами. Обретая новые знакомства, ты становишься более популярным, тебя узнают другие музыканты, с тобой имеют диалог. Нужно со всеми разговаривать. Закрыться ото всех, сказать: «Я вас всех ненавижу, идите на три буквы, ни с кем разговаривать не буду», — это очень плохой подход. Враждовать – это плохо: в итоге тебя все будут недолюбливать, с тобой не будут играть, к тебе будут относиться хуже. Необязательно иметь дружеские отношения со всеми, я не люблю панибратство. Но контактировать с другими людьми очень важно. Особенно на улице. Приходится заниматься не только музыкой.
Когда к тебе подходит слушатель, дает крупную купюру и говорит: «Сыграй такую-то песню», – а ты вообще не знаешь, что это за песня, ты не знаешь ни слов, ни аккордов, но перед тобой лежат деньги, тебе нужно их отработать. Потому что, во-первых, тебе нужны деньги, во-вторых, тебе нужно не разочаровать человека. Я набрался очень много опыта. Под каждого музыканта тебе приходится подстраиваться, если ты не главный вокалист, а я главным вокалистом никогда по факту не был. Я приходил в разные группы, и у каждой свой стиль. Выступал со старшим братом, который играет только инструментальную музыку и в основном англоязычную. Иногда приходится играть чисто русский рок. Так ты вырабатываешь еще и свой репертуар. За пять лет на улице я научился многому. Я научился по-другому играть, я научился лучше петь.
В будущем я хочу уйти, потому что оставаться играть на улицах на всю жизнь – это очень бесперспективное занятие. Я всегда хочу развиваться. Для меня, конечно, главная цель – стать популярным музыкантом и зарабатывать себе на жизнь своим собственным творчеством. А мечта – это собирать большие залы. Я пишу музыку, я уже выпустил один альбом и один мини-альбом и скоро выпускаю второй мини-альбом. Я пишу свои песни с 15-16 лет и продолжу писать, что бы ни произошло. Для меня это дело моей жизни.
За годы, что я играю, определенные изменения в культуре уличной музыки произошли. Но говорить, что они положительные, я бы не стал. Потому что времена слегка поменялись, был коронавирус, что эмоционально ударило по людям и их финансам. Сейчас повторяется эта история. Не все люди готовы приходить на выступления и отдавать всего себя, выплескивать свои эмоции. Люди стали более замкнутыми. Им тяжелее показывать хорошее настроение. Меньше стали давать пожертвования, что тоже объяснимо. Но в то же время, мне кажется, сами музыканты стали развиваться. Не все, конечно. Но я сужу и по самому себе. Я играю пятый год, и определенные изменения произошли. В 2018-ом году я играл просто на фортепиано, мне было 16 лет, я был совсем зеленый паренек, играл со своим братом скрипачом. Я очень стеснялся, я не понимал, что делать. И с каждым годом потихоньку я обретал себя. В какой-то момент мне поставили микрофон, я начал петь. Наша группа менялась. Сейчас у нас лучшее время, потому что такого хорошего звука у нас еще не было. У нас стал шире репертуар. Конкретно мы развились. Насчет остальных сказать точно не могу. Еще определенные коррективы внесли запреты, потому что сейчас музыканты находятся под давлением властей. Я не знаю, откуда поступают такие распоряжения, но к нам приезжают, говорят о том, что нельзя играть. Ввели разрешения – даже с разрешениями иногда запрещают играть. Многие музыканты ушли с улицы, стали играть на корпоративах в барах. Посмотрим, что будет дальше, но у меня прогноз довольно пессимистичный. Если ничего не менять, то культура уличной музыки, скорее всего, будет деградировать.
Фото: Гостева Мария
Я говорю, что вышел играть не зря, в нескольких случаях. Первый – это хороший заработок. Так как не каждый день ты зарабатываешь такую сумму денег, ты не устаешь от них. Я снимаю комнату, я помогаю деньгами маме, плюс у меня есть кредиты, рассрочки, еще всякие проблемы. Мне нужно тратить деньги, и деньги мне очень нужны. Второй случай – это рецензии и критика от слушателя. Я обожаю, когда подходит человек, говорит: «Ребята, спасибо вам большое, вы лучшие музыканты на Невском». Или просто: «Очень понравилось». Особенно приятно, когда говорят: «Я музыкант, и мне понравилось». Потому что я стараюсь играть так, чтобы это было красиво. Не просто играть, а чтобы в этом что-то было. Или, когда люди замечают, что у меня есть образование. Ко мне иногда подходят, говорят: «Вы ведь что-то закончили, да?». Я говорю: «Да». И завязывается диалог. Очень люблю разговаривать с людьми. И даже если ты заработал немного денег, один из таких диалогов может помочь вытащить из тебя хорошее настроение.
Питер – тусовочный город. И уличные музыканты Петербурга тоже подтверждают этот статус. Здесь приходишь на выступление уличных музыкантов, как в караоке. В Москве такого никогда не произойдет. Самая интересная история произошла с нами, по-моему, в 2020-ом. Мы играли на Малой Конюшенной улице. Там летом стоит терраса ресторана «Катюша». И мы всегда играли рядом с ним. Как-то раз там проходил корпоратив. Мы стояли играли, как ни в чем не бывало. И тут люди с корпоратива начали выходить к нам, петь вместе с нами, танцевать вместе с нами. Ресторан потихоньку опустел. В полном составе фирма, у которой был корпоратив, вышла к нам. Люди были слегка подвыпившие, кто-то не слегка. И тут начали сыпаться деньги. Это были довольно крупные купюры. В процессе выяснилось, что это какая-то крупная строительная фирма. Их корпоратив, между прочим, длился не первый день. За день до того, как мы там играли, у них был еще один корпоратив, на котором пела Полина Гагарина. Думаю, не нужно объяснять, сколько стоит заказать выступление Полины Гагариной на корпоративе. В общем, фирма не бедная. Люди танцевали. Тут вышел огромный человек. Он был большой, как шкаф – ростом метра два, в ширину, наверное, столько же. Нам объяснили: «Это босс, это наш директор. Вам очень повезло, если ему понравилось ваше выступление, если он танцует, вам очень повезло». Мы играли. Подбежал мужик: «Ребята, у нас тут пара. Парень собрался делать девушке предложение прямо сейчас». Он кладет мне пятитысячную купюру на синтезатор и говорит: «Сыграй мне “Я люблю тебя до слёз”». Ладно. Собрались играть. Подъезжает полиция, так как было уже десять вечера. После десяти играть нельзя. Подходят полицейские, и мы уже думаем, что всё. Говорим ребятам из строительной фирмы, что спектакль окончен. Вдруг какие-то мужики из этой фирмы подходят к полицейским, здороваются и показывают ксиву. Оказывается, там была куча бывших полицейских, военных. У меня даже в телефонной книжке есть номер «Руслан Москва Росгвардия». Диалог длился минуту. Полицейские, которые агрессивно шли и злобно на нас смотрели, вдруг говорят: «Полчаса вам даем». Мы счастливые продолжаем играть дальше. Человек реально делает предложение своей девушке прямо на нашем выступлении. Это было замечательно. Директор плясал. Возвращаясь к вопросу про день, прожитый не зря. Помимо эмоций, пережитых в тот вечер, важно уяснить, какую сумму денег мы заработали. Мы играли где-то пять с небольшим часов и на четырех человек заработали пятьдесят тысяч. Радовались, как дети. И деньгам, и полученным эмоциям, и новым номерам в контактной книжке. Хотя, так как они все были пьяные, эти номера, конечно, не пригодились. Мы надеялись, что они позовут нас куда-то еще играть, но, к сожалению, этого не произошло.