Вы любите изучать искусство и разбираетесь в работах современных художников. Скажите, а вы бы хотели всерьез попробовать себя, предположим, в живописи?
В детстве я училась во Дворце творчества юных на Фонтанке и занималась рисунком более 5 лет в школе на Некрасова. Мои родители хотели, чтобы я поступила на архитектора и продолжила работать в этой сфере. Но сложилось так, что к рисованию я вернулась уже по окончании юридического факультета, когда училась в Академии Художеств. Я нашла преподавателя с факультета истории искусств и занималась с ним по три часа три раза в неделю. Затем появился проект Masters и на рисование уже совсем не оставалось времени. Лишь недавно, с появлением в нашей школе курса по абстракции с художницей Катей Красной, у меня вновь появилась возможность взять в руки краски. Но попробовала я себя уже совсем в других форматах.
На ваш взгляд, разбираться в искусстве в XXI века — очередной тренд или в людях действительно проснулось желание понимать и чувствовать произведения искусства?
Безусловно, увлечение искусством — тренд. Все стремятся узнать больше нового из самых разных источников. Наш город, наконец, «приоткрыл» эту тайную завесу и активно участвует в мировом искусстве. Это только первые шаги в контексте мирового сообщества, которое все еще очень осторожно пускает в свои галереи и на ярмарки. Искусство требует знаний, а современное – еще и насмотренности. Это работает только так. Важно отметить, что искусство неотделимо связано с литературой, кино, музыкой. Это и есть мой принцип в формировании программы школы Masters – всестороннее развитие. Тогда получается такой «трехмерный эффект» — видишь все эти пересечения, переосмысливаешь накопленный опыт.
Почему сегодня так важно разбираться в искусстве? Как это может повлиять на личность человека?
Это открывает новые горизонты, новые интересы и смыслы. Как я уже говорила, эти стереоскопические знания качественно меняют жизнь, будь вы бизнесмен или мама с маленьким ребенком. Искусство меняет круг общения, меняет темы для разговоров, маршруты и идеи путешествий.
Какие направления вы выделяете в современном искусстве? Какое ближе всего вам?
Во все времена живопись для меня – самое близкое направление. В графике также есть много интересных работ. Люблю паблик-арт. Теперь ни одна мировая выставка не проходит без их участия. Видео-арт нужно смотреть долго, все сопоставлять, слушать… Скульптура тоже очень нравится – здесь нет правил. Все выходит за рамки привычной формы.
Почему современное искусство зачастую сложное? Как можно научиться понимать его?
Современное искусство несет нам совсем иные месседжи, нежели классическое. У него другие задачи. Конечно, многие художники до сих пор используют техники старых мастеров, цветовые палитры, приемы перспективы и прочее. Но если мы говорим о ценности современного искусства, то здесь все равны.
Не все художники гениальны. Более того, только время покажет нам, чьи имена составят истинную ценность. Насмотренность – вот ответ на многие вопросы. Представьте, что вы на выставке. Сколько времени вы потратите на каждую работу? Двадцать минут? Прочитаете ли вы авторский текст или экспликацию куратора? Сколько вообще времени и усилий все это требует? Люди, проходя мимо, часто не тратят и пяти минут на работу, но хотят сразу все понимать. Все дело в подходе – поверхностное восприятие не приводит к результату.
Как вы поняли, что современное искусство — ваш путь, что вы его по-настоящему понимаете и чувствуете?
Так случилось, что мое поступление в Академию Художеств стало следствием моего интереса к современному искусству. С двадцати лет я посещала мировые выставки по искусству, ездила на арт-ярмарки в Европу. Я имела возможность общаться со многими художниками, смотреть на их развитие. Здесь у меня все наоборот. Отсылки в современных работах к произведениям классиков часто имеют место быть. Например, на выставке «Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову». Но сколько было гениальных немецких художников? Мы делали целый курс по немецкому искусству с германистом Иваном Чечотом, проводили экскурсию с куратором выставки Дмитрием Озерковым. Поверьте, прослушав наши лекции в привязке к контексту, вы бы совершенно иначе оценили эти работы.
Кого из современных деятелей вы открыли для себя? Какие работы вас особенно привлекли?Я много наблюдаю за русским и зарубежным искусством. Так много, что не люблю говорить об именах. ЯКирилла Челушкиналюблю. Люблю его технику. Мне нравится, что в его работах виден тяжелый труд. Отрисованные карандашом картины больше метра величиной – редкость в наше время.
В живописи я отмечаю работыВалерия Кошлякова,Павла Пепперштейна,Виталия Пушницкого. Из молодых петербургских художников мне нравятсяИлья ГапоновиАлександр Дашевский. В фотографии я выделяю творчествоВладика Мамышева-Монро, уже ушедшего из жизни, всегда было интересно наблюдать за его перевоплощениями. В перформансах –Ольга Кройтормне интересна… Порой она готовит их больше года и очень редко соглашается на участие в различных выставках, даже мирового масштаба. Ее работы интеллектуальны и дают пищу для размышления.
Вот если говорить о Венецианской Биеннале, то павильоны Херста поражают своим масштабом. Помню, на аукционе продавали его работы из серии «Аптечный киоск». Покупатель спросил у организаторов: «А как вы разберете этот шкаф и перевезете все эти баночки? Заново выставите их у меня дома? Ведь это будет уже совсем другой предмет искусства…».
Творческий мастер-класс Кати Красной.
Когда вы ездили в последний раз за границу, какую выставку посетили?
Не так давно мы со школой Masters ездили на выставку documenta 14 в Касселе. Этот смотр проходит раз в пять лет и считается одним из важнейших событий современного искусства. Безусловно, эта выставка требует подготовки. Но мне было радостно встретить там учеников Masters. А те, кому не удалось там побывать, имели возможность послушать лекции о documenta 14 от Дмитрия Озеркова, куратора проекта «Эрмитаж 20/21», в Петербурге.
Вы открыли школу изучения истории искусств и этот проект можно назвать успешным. В чем заключается ваш личный секрет успеха?
Мой личный секрет успеха состоит в том, что, имея большой опыт в сфере искусства, я умею правильно расставлять акценты. При составлении образовательной программы я делаю ставку на академические знания, что, в свою очередь, дает возможность более глубоко и осознанно погружаться в актуальную арт-среду. Лекции, кураторские экскурсии и выставки, тематические поездки со специалистами, премьеры с участием режиссеров – все это позволяет нашим слушателям прикоснуться к искусству, которое создается сегодня.
Кто основная аудитория школы Masters?Это взрослые люди, которые стремятся расширить свой кругозор, а также находятся в поисках новых знаний и интересов.
Приходит ли к вам более молодое поколение? Заметен ли интерес молодежи к искусству?
Да, конечно! Как правило, молодежь больше интересуется практическими курсами. Например, «Галерейное дело». По факту, это диалог с лучшими практиками своего дела. У студентов есть возможность узнать личные профессиональные секреты мастеров, пообщаться и, возможно, даже выстроить с ними рабочие отношения. Среди молодежи сейчас очень модно заниматься кураторской деятельностью. В школе Masters есть возможность получить необходимые базовые знания и в этой области.
Кроме того, осенью мы запустим первый курс для детей подросткового возраста «Современное искусство и места его обитания». Лекции будут читать специалисты из Эрмитажа.
Планируется ли в школе введение практических занятий?
Для студентов школы Masters практика – это возможность применить полученные знания. Именно поэтому мы устраиваем походы на выставки, кураторские экскурсии, закрытые смотры в частных галереях и тематические путешествия.
В вашей школе в роли преподавателей выступают люди с очень громкими именами, профессионалы своего дела: Иван Чечот, Дмитрий Озерков, Алексей Бойко, Галина Габриэль, Глеб Ершов и другие. Это гарантия качественного образования. Однако срок обучения всего лишь год. Смогут ли слушатели в полной мере познать историю искусств?
В полной мере познать историю искусств едва ли удастся даже за всю жизнь…
Но для этого искусство надо любить… Главное – не торопиться и осваивать все по мере возможностей. Мы уже сдвинулись с мертвой точки: прошли те времена, когда люди приходили на выставки современных художников и говорили: «Что за мазня, я тоже так могу!». Это маленькая, но победа.
Leave a Reply