Наум Синдаловский, петербургский писатель-историк, исследователь петербургского городского фольклора, автор книг «Легенды и мифы Санкт-Петербурга», «Петербургский фольклор», «История Петерубурга в преданиях и легендах»
Фольклор летуч и бытует в узких социальных кругах — в курилках и на кухнях, среди рабочих или военных. Фиксировать его нужно быстро и сообща
Фольклором часто пренебрегают как низовой параллельной культурой. А существование петербургского фольклора и вовсе долго не признавалось: мол, город молодой, и никакой народной культуры у него быть не может. Между тем, многие художественные произведения вышли из петербургских мифов и легенд (например, сюжеты Пушкина и Достоевского), а пословицы, поговорки и анекдоты в нескольких словах выражают содержание, достойное целого произведения, и передают аромат эпохи. Сохранить их очень важно, но сделать это трудно: фольклор летуч и бытует в узких социальных кругах — в курилках и на кухнях, среди рабочих или военных. Так что фиксировать его нужно быстро и сообща.
Первая легенда о Петербурге родилась за тысячу лет до появления города
Официальная историография страдает тремя неизлечимыми болезнями: либо лжет, либо умалчивает, либо недоговаривает. И именно на этом фоневозникает фольклор.
Первая легенда о Петербурге родилась за 1300 лет до возникновения Петербурга и бытовала в фино-угорских племенах. По преданию, Андрей Первозванный пошел на север проповедовать христианство и, когда он дошел до устья Невы, над ним появилось светосияние. С тех пор считалось, что, когда это сияние (также известное как северное) возникнет снова, на этом месте появится «стольный град».
Центральную площадь города Петр хотел сделать на Васильевском острове
К берегу Невы все здания обращены своими главными фасадами — торжественными и презентабельными — потому что в XVIII-XIX веках Нева была главной магистралью города, встречающей гостей и купцов. Но одно здание на Васильевском острове все же умудрилось обратиться к Неве боком. Почему?
Официальная версия
У Петра была идея создать центр Петербурга на Васильевском острове. Этим центром по плану должна была стать площадь, вокруг которой сосредоточатся все главные здания — Биржа, старый Гостиный двор и главное административное здание (11 министерств и Синод) на западе. Здание 12 коллегий, таким образом, должно было быть обращено фасадом к предполагаемой площади, а к Неве — боком.
Народная легенда
Петр поручил Меншикову построить здание 12 коллегий вдоль Невы, сразу за Кунсткамерой, и сказал при этом: «Все, что останется на западе, возьмешь себе». Хитрый Меншиков прикинул, что, если он поставит такое длинное здание вдоль Невы, ему останется очень мало — и поставил его поперек. В доказательство легенда обращает внимание на тот факт, что сразу за зданием 12 коллегий — усадьба Меншикова. Когда Петр вернулся и увидел содеянное, то взял дубинку, схватил Меншикова за шиворот и протащил вдоль всех коллегий, останавливаясь у каждой, чтобы отлупить провинившегося.
«Дому твоему подобает Святыня Господня в долготу дней». В начале 1800-го года появилась пророчица, которую связывают с именем Ксении Блаженной. Она предсказала, что Павел будет жить столько лет, сколько букв в надписи на фризе Михайловского собора. Петербуржцы подсчитали: вместе с твердыми знаками их было ровно 47. Пророчество сбылось: в ночь с 11 на 12 марта 1801 года 47-летний Павел I был убит.
Псковский да витебский — народ самый питерский
Первая железная дорога в Петербург проходила через Псков и Витебск. А наш город всегда обладал магнетической силой: сюда приезжали люди в поисках счастья, денег, карьеры, любви или впечатлений. Но пословица отсылает не только к Пскову и Витебску. Петербург возник на пустынных землях, притом не так давно, а значит, населен «пришельцами». У каждого коренного петербуржца в родословной обязательно есть неместные.
Наша деревня Питером красна
После отмены крепостного права Петербург начал стремительно развиваться. Появлялись заводы и фабрики, а демографический рост обусловил необходимость в строительстве. Городу требовался кирпич, и его привозили на баржах и разгружали на Калашниковской набережной. На эту сложную работу приглашали отходников из деревень. Рубахи рабочих насквозь «пропитывались» красной кирпичной пылью, и когда они возвращались в деревню, то хвастались этими рубахами как знаком причастности к столичной жизни. Так и появилась поговорка: «Наша деревня Питером красна».
Точно, как из пушки
В XVIII веке у народа не было хронометров и часов. Время петербуржцы определяли самыми разными способами – по колокольному звону, призывающим на заутреню или обозначающему начало работы на заводе, а иногда и экзотическим способом — по цвету неба. Но это время было неточным. И только раз в день его можно было уточнить по выстрелу из пушки, которая была установлена сначала на Охтинском заводе, затем у Адмиралтейства, а еще в Кронштадте.
А по поводу появления пушки в Кронштадте есть отдельная легенда. Петр однажды приехал в Кронштадт, чтобы проверить ход строительства. Но рабочих нередко не было на месте, и, когда он спрашивал, где они, ему отвечали: на обеде или отдыхают. Тогда он велел поставить пушку, чтобы выстрелами возвещать о начале и окончании обеда.
Не лезь в бутылку
Фразеологизм означает: «веди себя прилично, а то будут неприятности с законом». В 1828 году на Новой Голландии была построена морская следственная тюрьма. Камеры для содержания подследственных и внутренний двор для прогулок заключенных образовали форму бутылки — и тогда в народе тюрму стали называть «бутылкой». Это добавило еще одну тему для вечного противостояния Петербурга и Москвы — у них, мол, «Бутырка», а у нас «Бутылка».
Сенат и Синод живут под арками
Два главных здания на Сенатской площади соединены аркой и воспринимаются как одно. В XIX веке, как и сейчас, существовала коррупция, и это не было секретом для народа. Так родился каламбур на основе пары «под арками» — «подарками».
Этот жанр приобрел дурную репутацию и воспринимается как нечто банальное, пошлое, с желтизной. Однако в общей массе встречаются анекдоты в высоком смысле слова: короткие истории, выражающие суть событий и характер социальных процессов. Например:
В 1934 году в Ленинграде был убит Киров. На следующей неделе рано утром в Москве Сталин собирает членов ЦК. Попыхивая трубкой, он сообщает:— В Ленинграде убили Кирова.Полусонный Буденный вздрагивает и переспрашивает:— Кого-кого убили, Иосиф Виссарионович?— Кого-кого, кого надо —того и убили.
— А лето в вашем Петербурге бывает?— В прошлом году было, но я в тот день работал.
В начале перестройки началось переосмысление истории. В умах нового поколения старые формулы и ценности утратили прежнюю значимость. На этой основе стали появляться городские анекдоты такого типа:
— Молодой человек, как найти Площадь Ленина?— Это, бабушка, очень просто. Нужно длину Ленина умножить на его ширину.
Идет экскурсия в Эрмитаже. Из толпы выходит молодой человек в красном пиджаке и садится в кресло. Экскурсовод:— Молодой человек, что вы делаете?? Это же кресло Екатерины Второй!— Ну и что? Она войдет — я встану.
«ЛГИ,» – произносит с одной стороны острова горный институт. «ЛГУ,» – отвечает с другой Государственный университет
Многие названия предприятий и учреждений были настолько длинными и трудyочитаемыми, что создание аббревиатур было неизбежным. А работники этих предприятий и учреждений изощрялись в альтернативных расшифровках сокращений — и эти расшифровки вошли в золотой фонд петербургского фольклора. А еще в Петербурге у аббревиатур любопытная судьба из-за того, что город трижды менял имя, в то время как названия предприятий и учрежденийоставались прежними. Например, Л — ленинградский.
Ленинградский институт точной механики и оптики. Студенты и преподаватели расшифровали аббревиатуру так: «лошадь — и та может окончить».
ЛИСИ – Ленинградский инженерно-строительный институт. Альтернатива — «любого идиота сделаем инжинером».
На Васильевском острове с одной стороны набережной стоит Государственный университет (который раньше назывался ЛГУ), с другой – горный институт (ЛГИ). Возникла такая перекличка между двумя институтами: «ЛГИ,» – произносит с одной стороны острова горный институт. «ЛГУ,» – отвечает с другой Государственный университет.Принимая во внимание характер образования, которое давалось в то время по марксистко-ленинской программе, такая народная шутка принимает совершенно определенную коннотацию.
Название нашего ликеро-водочного завода, который не воспринимается как аббревиатура, на самом деле расшифровывается как «ликеро-водочные изделия». Но народу оказалось этого недостаточно — и он предложил свою расшифровку: «люблю и выпить, и закусить».
Городским районам повелось давать «прозвища» в виде аббревиатур, в которых также содержался некий добавочный смысл. Например, КНР — Купчинская народная республика. Проводится параллель с Китайской народной республикой, которая, как и Купчино, далеко.
У этого общепринятого слова с негативно-лагерным оттенком — петербургское происхождение. На территории филиала гостиницы «Октябрьская» на Лиговском проспекте до революции было основано Городское общество призрения. Тампризревали бездомных, нищих, сирот — и изначально оно не имело негативного оттенка. Но после революции в этом помещении было создано Городское общежитие пролетариата, куда свозили выловленных на Московском вокзале бездомных детей. Аббревиатура сохранилась, по иронии судьбы, той же — ГОП, а обитатели этого общежития наводили ужас на всех жителей окрестностей и стали называться гопниками. С тех времен Лиговка получила ярко выраженную негативную репутацию.
Хулиганы заменили слово «балерина» на другое, но на ту же букву. А в перестройку появилось другое прочтение — «разве можно верить пустым словам большевиков». Это пример того, как в фольклоре отражается дух времени.
В XVIII веке в Петербург из Подмосковья были переведены гвардейские полки — и в их честь были названы улицы от Витебского вокзала то Технологического института: Рузовская, Можайская, Верейская, Подольская, Серпуховская, Бронницкая. Запомнить их названия и порядок следования было трудно. Для этого в народе придумали мнемоническую фразу «разве можно верить пустым словам балерины». Фраза корректировалась со сменой эпох: сначала приобрела хулиганский оттенок — слово «балерина» заменили на другое слово на ту же букву; а в перестройку появилось другое прочтение — «разве можно верить пустым словам большевиков». И это пример того, как в фольклоре отражается дух времени.
«А трубу от Авроры тебе не надо?»Отвечают так, когда просят слишком многого.
«Я что, ростральная колонна, чтобы держаться за меня?»Ростральные колонны стали символом надежности и постоянства.
Во время перестройки на автозаправках были дикие очереди — бензина нигде не было. Однажды 1 апреля по петербургскому радио прозвучало следующее сообщение: «Петербургу не грозит топливный кризис. Под городом — море нефти, и ближе всего эта нефть подходит в районе Дворцовой площади. При необходимости достаточно будет приподнять Александровскую колонну как пробку из бутылки – и фонтан нефти брызнет в Ленинград. Архитекторы прошлого знали об этом, и потому поставили колонну, ничем не закрепив.»
Во время народных гуляний были популярны деревянные, наскоро поставленные балаганы. Их владельцы деревянных писали рекламу на входе в эти балаганы: «Александровская колонна в натуральную величину. Вход 5 копеек». Людям интересно было посмотреть и не жалко 5 копеек, они заходили малыми группами, подходили к окошку — и им открывался вид на Александровскую колонну.
В книгах Наума Синдаловского собрано около 12 тысяч образцов петербургского фольклора — тех городских преданий и крылатых выражений, которые прошли всенародную редакцию, передаваясь из поколения в поколение. Автор считает, что коллекция будет пополняться — потому что фольклор будет существовать до тех пор, пока мы пользуемся вербальным способом общения.
Leave a Reply