Активное увлечение мелом началось около 5 лет назад. Тенденция пришла из Европы и удачно вписалась во всеобщий винтажный ажиотаж. Впрочем,Анастасия Холодилова, художник-иллюстратор, говорит, что меловая доска вопрос не только моды: мелом в кафе и барах пишут потому, что информация часто обновляется, а каждый раз печатать листовки слишком дорого. Однако на хэндмейд тенденция существует.
Мел возвращает нас от эпохи масс-маркета к чему-то более индивидуальному, где все сделано с душой. В Америке есть сеть магазинов, где ценники пишут маркером, от руки. В каждой точке – свой художник, который этим занимается. С мелом то же самое: это способ причислить себя к заведениям с индивидуальным подходом. Но если говорить о тенденциях, то они существуют скорее в стилистике. Особенно это касается шрифтовых композиций: все хотят примерно одного и того же. Такая мода, скорее всего, схлынет, но это просто приведет к большему стилевому разнообразию.
Анастасия знает, о чем говорит. Меловой иллюстрацией она занимается уже несколько лет, и это направление, пожалуй, можно назвать ее собственной находкой. Девушка подрабатывала в баре у друзей, когда там появилась большая меловая доска. Ее повесили без особой цели, и Анастасия решила расписать ее рисунками. Гостям идея приглянулась, и художницу стали приглашать украшать таким же образом и другие заведения. Казалось бы, порисовать на доске – мечта каждого со школы, но, по словам Анастасии, в меловой иллюстрации большой конкуренции не наблюдается.
Меловая иллюстрация – пока довольно узкая ниша. Людей, которые пишут мелом, достаточно: многие дизайнеры подались в эту сферу, потому что это приятный способ достать немного денег и поработать руками. Рисующих гораздо меньше. Но заказчики редко предлагают просто нарисовать что-то, рисунок должен сопровождать определенную информацию. Вообще возможности у меловой иллюстрации большие, но это не всегда очевидно владельцам заведения, даже в местах, где под мел выкрашены целые стены. Хозяева предпочитают писать там меню, хотя вряд ли посетители будут его внимательно изучать. Я стараюсь объяснить, что пространство можно использовать как-то более интересно. Например, мел может быть интерьерным решением. К этому постепенно приходят. Сейчас стали оформлять мелом стенды для свадеб и мероприятий, на фоне которых потом будут фотографироваться гости.
Люди, которые пишут мелом, сами себя называют леттерерами, а свое занятие — леттерингом. Правда, говорить, что они «пишут» не совсем точно. Леттеринг – своего рода компромисс между письмом и рисованием.
Виталий Хасанпо профессии художник-аниматор, раньше сотрудничал с анимационной студией «Мельница», позже работал на проекте «Атомный лес», а теперь разрабатывает графику и анимацию для мобильных приложений и компьютерных игр. Но еще в Петербурге его знают как мастера по леттерингу. Это, впрочем, неудивительно. Отношение со шрифтовыми композициями у Виталия особые. Украшать ими тетради он начал еще в школе, потом сам оформлял афиши вечеринок, где играл диджей-сеты, а однажды в интернете наткнулся на профессионально выполненные графические композиции с надписями и понял, что хобби можно развивать.
Леттеринг создается единожды, каждый раз под определенную задачу или просто для души, в то время как шрифт — универсальный дизайнерский инструмент. Леттеринг, по большей части, рисуется и позволяет не так критично относиться к каким-то правилам. Их в общем-то здесь и нет. Суть в том, чтобы создать уникальную надпись или композицию. Писать и рисовать буквы можно абсолютно в разных стилях. Всё начинается с карандаша и бумаги, а закончиться может логотипом, принтом на футболке или графическим украшением в интерьере. Еще одно интересное направление – сайнпейнтинг, когда пишешь кисточкой. Но для этого требуются высокий уровень владения кистью и терпение: линию нужно провести идеально, потому что исправить ее уже практически нельзя.
По словам Виталия, леттеринг вовсе не новое изобретение. Вывески с таким художественным подходом писали ещё во времена Дикого Запада, а у нас в советское время вырисовывали названия книг и фильмов. Тогда это занятие заморским словом никто не называл, но поучиться у леттереров прошлого есть чему: сегодня у продуктовых магазинов и аптек вывески идентичные, а в 70-80-е годы возможности шрифта использовали гораздо шире, стараясь даже к повсеместному «Универсам» каждый раз подходить по-новому. Однако, как говорит художник, к этому все еще может вернуться. В интерьере меловой леттеринг уже превращается в настоящий тренд и, по прогнозам Виталия, еще пару лет им останется. Однако повальная мода на игру со шрифтами имеет и обратную сторону.
В последнее время многие хотят работать с леттерингом только потому, что это востребовано. Такие люди не отходят дальше самых простых, базовых приемов или просто используют готовые шрифты в графических редакторах. Их арт получается достаточно однообразным и скучным. На мой взгляд, творческой составляющей здесь практически нет. Гораздо интереснее пытаться самому работать с формой букв и найти свой стиль, делать что-то оригинальное. Например, крутейшие принты создает мой приятель и коллегаKirill Richert. Его почерк не спутаешь ни с чьим другим. Британский графический дизайнерSeb Lesterработал с такими компаниями, как Apple, Nike и Intel, а итальянецLuca Barcellonaсотрудничал с Seat, Volvo, Dolce&Gabbana и другими брендами. Но леттеринг существует не только для того, чтобы красиво писать на открытках, постерах и футболках. Это вид современного искусства, и оно позволяет людям в нашу эпоху творчески проявить себя. Леттерерам и каллирафам доверяют даже роспись фасадов. Один из наиболее успешных художников в этой сфере – американский каллиграфRetna, а работы австралийской художницыGemma O’Brienвыставляются в галереях по всему миру.
Интерьер ресторана сегодня становится одним из главных критериев, по которому петербуржцы выбирают места для посиделок с друзьями. Провести время хочется не только вкусно, но и красиво. Владельцы заведений это понимают и все чаще приглашают оформлять меловые доски профессионалов: меню над баром должно органично вписываться в обстановку. Впрочем, влиться в профессиональные ряды не так сложно, как может показаться. Выставляться в галереях для этого уж точно не нужно.
По меловому леттерингу проводится много мастер-классов и лекций. На мой взгляд, посещать целый курс необязательно. Новичкам имеет смысл сходить на несколько воркшопов, где можно попробовать свои силы под руководством мастера. Стать леттерером может каждый. Для этого не нужна художественная школа, скорее — внутренняя тяга попробовать красиво писать. Тут многое решает практика. А насчет специальных знаний: конечно, неплохо знать классические шрифты как базу и постепенно эту базу расширять, это может помочь удачно сделать засечку или красивую дугу. Но без этого можно обойтись: ведь уникальность леттеринга как раз в том, что ты создаешь что-то особенное каждый раз.
С меловой иллюстрацией дела обстоят немного иначе: тут навыки рисунка не помешают. Но тем, кого в детстве в художественную школу не отдали, отчаиваться не стоит. Начинать никогда не поздно.
Большинство людей могут рисовать, просто, возможно, недостаточно этого хотят. До того, как ты будешь доволен тем, что у тебя получается, пройдет несколько лет. Но если человек уже умеет рисовать, то, найдя свою удобную манеру, он будет смело работать с мелом. По технике мел похож на пастель, стилевых же ограничений нет: хочешь, рисуй в стиле Ван-Гога, хочешь – в стиле Бэнкси. Мел терпит ошибки, в нем выгодно использовать минималистичную стилистику, которая позволяет спрятать слабые места. Главное — быть уверенным. Лишние штрихи, многослойные поправки – классический рисунок новичка.
Фото: flickr.com, а также фотографии, предоставленные героями материала.
Leave a Reply