5867— столько человек подписали петицию о проигрывании музыки в петербургской подземке.*

В начале апреля группа инициативных петербуржцев предложила проигрывать классическую музыку на «закрытых» станциях и переходахпетербургского метро. Петицию с таким предложениемопубликовали на сайте Change.org. «Метрополитен — источник повышенного стресса для человека, там ежедневно в замкнутом пространстве и тесном контакте друг с другом вынуждены находиться незнакомые люди. Классическая музыка, звучащая с невысоким нейтральным уровнем громкости, могла бы разрядить психологическую атмосферу, внести релаксационныйэффект, а также поспособствовать культурному развитиюгорожан», — считают активисты.

Как рассказал Piterstory один из авторов петиции, инициативная группа состоит из 25 человек. Все они приходятся друг другу родственниками или друзьями. Ранее эти люди организовывали «весёлые старты» в «Ленэкспо». Музыка в метро — второй проект активистов. Собеседник отметил, что группа не преследует каких-то рекламных или политических целей, а просто предлагает городу интересную, по их мнению, идею.

Предложение инициативных петербуржцев вызвало бурные дискуссии среди читателей некоторых городских СМИ. Одни горожане положительно приняли предложение, другие отнеслись к нему скептически: «в метро плохой звук», «классика не всем нравится», «не нужно навязывать того, чего кто-то не хочет».

Важное замечание: активисты предлагают проигрывать музыку только на «закрытых» станциях, эскалаторах и переходах

Мы являемся группой единомышленников, которым не безразлична судьба нашего города. Поэтому мы решили предложить Петербургскому метрополитену провести акцию, а возможно, реализовать на постоянной основе следующий проект: „Классическая музыка в метро“ с поддержкой в виде бесплатного концерта на одной станции известной арфистки.

В ГУП Санкт-Петербургский метрополитен на имя начальника было направлено письмо с просьбой рассмотреть данное предложение. Письмо отправили 5 февраля 2014 года. В ответ на него нам была назначена встреча с замначальником метрополитена. На ней было высказано отношению к нашему проекту. Так как метрополитен — оборонное предприятие, то все решения принимаются с подачи Комитета по транспорту с одобрения Комитета по культуре. На тот момент планировалась открытие Зимней Олимпиады в Сочи, и проведение концерта, а также трансляция музыки на станции, по мнению метрополитена, могло являться угрозой безопасности. Поэтому нам предложили перенести подобную акцию на окончание Олимпиады. При этом было обозначено, что инициативы со стороны метрополитена не будет.

Мы обратились в Комитет по культуре. К нашему проекту отнеслись очень положительно, но посоветовали сделать повторный запрос в метрополитен для получения частотных характеристик колонок для определения возможностей их звучания в разрезе трансляции классической музыки. Также было обсуждено и определено, что концерт на станции проводить небезопасно по причине возможного столпотворения. Были названы конкретные станции, где возможна трансляция. Решено было, что это все станции с лифтовым типом дверей — они наиболее шумоизолированные от приходящих поездов. Обсудили и места трансляции — непосредственно сама станция и переходы, не включая верхний вестибюль и эскалаторы. У Комитета культуры была практика трансляции произведений Чайковского в день его рождения — её не было слышно.

После встречи был написан запрос в метрополитен и принято решение разместить петицию, чтобы заручитьсяподдержкой горожан. Метрополитен на этот запрос нам так и не ответил и, судя по всему, не собирается отвечать. В итоге, мы столкнулись с бюрократическим аппаратом и просто устали ждать. Однако, мы с радостью узнали, что наша идея нашла единомышленников и, возможно, что-то изменится. Например, я знаю, что на станции „Пушкинская-Достоевская“ недавно играла классическая музыка.

Мы спросили жителей Петербурга, как они относятся к инициативе «крутить» классику в метро и какую музыку они хотели бы слышать под землёй.

Если музыка будет играть негромко и не везде, то это будет создавать интересную атмосферу. Но нужно не забыть дать возможность людям, которые не переносят классику, найти место, где она слышна не будет. О релаксирующем эффекте сложно сказать — считается, что классика требует от слушателя сил. Возможно, восточная медитативная музыка лучше подошла бы для релаксации.

Негативным фактором от такого ежедневного прослушивания будет то, что некоторые классические произведения станут бытовым шумом. Зато туристам, наверное, классическая музыка в метро понравится, и они будут об этом рассказывать своим друзьям.

Классическая музыка не очень подходит для метро. Всё-таки важно качество звука, а в подземке такое шумовое загрязнение, что даже Вивальди превратится в кашу из звуков, а Яначек(чешский композитор. – Прим.ред.), смешанный с гулом электродвигателей и стуком колес, станет чем-то вроде дабстепа. Да, на станциях ещё бывает несколько секунд тишины между прибытием поездов. Вот пусть они и останутся секундами тишины. Если же говорить серьёзно, то музыку в метро лучше ставить в зависимости от времени суток. В утренний час пик подошёл бы панк-рок: Ramones, например, очень бы хорошо подбадривали ещё не проснувшихся клерков. А вот вечером подошло бы что-то успокаивающее, как The Magnetic Fields. Но если была бы возможность, то я проголосовал бы за тишину–её в Петербурге очень не хватает.

Классическую музыку нужно пускать короткими, известными мелодиями с небольшой предысторией — на эскалаторах и пересадках. С одной стороны, люди будут действительно культурно просвещаться. С другой — это не будет напрягать или раздражать тех, кто плохо относится к подобного рода музыке. Мне было бы приятно иногда вытащить наушники и послушать Моцарта или Бетховена. А если сделать целый цикл подобных радиопередач (например, месяц музыки Чайковского), то можно потом выпустить диски и журналы с полной историей каждой мелодии и биографией автора.

Классическая музыка, как никакая другая, кроме соответствующей атмосферы предусматривает чистоту звучания. Если какие-то частоты «выпадают», то музыка уродуется. Её нельзя проигрывать в помещениях с посторонними шумами.

В советское время классика звучала везде и отовсюду, из всех „раздолбанных“ радиоточек. Лучшего способа воспитать массовую ненависть к ней и придумать было нельзя.

Музыка на „закрытых“ станциях метро крайне вредна для здоровья горожан. Допустимый уровень шума в подземке превышен или находится за гранью допустимого. Надо наоборот делать всё, чтобы понизить уровень шума в метро. Лучше сделать музыкальные скверы и сады – уверен, они бы пользовались огромной популярностью.

А вот на окраинных станциях (например, на «Академической») классика вряд ли будет к месту

Я не против такой инициативы, поскольку на мне она не особо скажется — езжу практически всегда в наушниках. Проблема в том, как её претворят в жизнь.

Взять, например, Политехнический университет. Вы, должно быть, в курсе, что на входе в главное здание и рядом с ним уже играет классическая музыка. И всё бы ничего, если бы не качество динамиков. Возле входа они безумно фонят и шипят. После такого я скептически отношусь к подобной идее. Классика требует соответствующего оборудования, плюс шум эскалаторов и вагонов метро будет несколько портить впечатление. Перед тем, как ставить подобную вещь на все станции, хотелось бы в порядке эксперимента проверить систему на какой-то одной.

С другой стороны, помпезной станции «Автово» классика придётся к лицу

Я против того, чтобы в метро вообще звучала музыка. Метро — это общественный транспорт, а не ваш личный, поэтому командовать здесь не стоит. Мы садимся в поезд с одной единственной целью: попасть из пункта А в пункт Б быстро и без потерь. Проезд стоит денег, а потому не надо навязывать людям какую бы то ни было музыку.  Музыкальные вкусы у всех разные.

Столичная подземка начала проигрывать музыку на эскалаторах несколько лет назад. Плейлист «радио метрополитена» составляет специальная редакция. В основном в него входит советская и зарубежная эстрада и музыка из кинофильмов XX века. Песни играют каждые пять минут с шести до семи утра и после девяти вечера. Днём музыка в московском метро проигрывается только раз в час.

В ноябре 2013 года музыкант и основатель коллектива LCD Soundsystem Джеймс Мёрфи предложил составить для турникетов нью-йоркского метро коллекцию музыкальных паттернов, которые будут воспроизводиться при оплате поездки. Таким образом, считает Мёрфи, у каждой станции появится уникальная музыкальная палитра, которая сделает её узнаваемой и создаст индивидуальные ассоциации у пассажиров. Своё предложение музыкант направил администрации города. Новостей о его проекте с тех пор не поступало.

Музыка регулярно проигрывается на 40 станциях подземки. Играет, в основном, классическая музыка.

Музыка в петербургском метро может стать ещё одной туристической особенностью города. Тем не менее, к такому проекту изначально будут предъявлять высокие запросы. Кто отберёт музыку? Как её воспроизводить? Кто будет принимать жалобы о плохом качестве звука? Однако, как и любой большой проект, музыка в метро, скорее всего, потребует тщательной работы, после которой уже можно делать выводы об актуальности инициативы.

*данные действительны на момент публикации материала 15.04.2014.

Фотографии: из личных архивов героев публикации,flickr.com/photos/vokabre,flickr.com/photos/haikus,flickr.com/photos/wareinholgado,flickr.com/photos/anapaulahrm

Trending