Ольга Полякова, один из инициаторов «Ресторанного дня» в Петербурге, соорганизатор «Дня Яблок», образовательных пикников «Трава» и автор экскурсий по креативным пространствам

Если ты приезжий и не владеешь русским языком, то шансов окунуться в креативную и тусовочную среду у тебя почти нет

Когда люди приезжают в Петербург, прежде всего они видят то, что досталось нам в наследие — старый центр, его имперскую и революционную историю. И очень сложно понять, что же происходит всовременнойкультуре города — помимо «Эрарты», кафе и баров, кажется, ничего и нет.

Проблема в том, что наши креативные пространства, за исключением «Этажей», информационно закрыты для иностранцев: у них нет версии сайта на английском, и даже если есть описание, то афиша мероприятий отсутствует. Вот и получается, что если ты приезжий и не владеешь русским языком, то шансов окунуться в креативную и тусовочную среду у тебя почти нет. Между тем, креативные пространства открывают для туристов огромный пласт современной петербургской культуры, а девелоперам интересны как потенциальный бизнес.

Через сайтsputnikлюбой человек может предложить тематические экскурсии — по узбекским забегаловкам, винтажным магазинам, петербургским дворикам или граффити

Мы с друзьями живем в большой квартире и часто принимаем гостей по каучсерфингу и через airbnb. Плюс я сама много путешествую — и ко мне приезжают знакомые из разных стран — Китая, Америки, Европы, Турции. Так что у меня постоянно какие-то международные контакты, а еще я пользуюсь сайтомsputnik, через который любой человек может предложить тематические экскурсии — например, по узбекским забегаловкам, винтажным магазинам, петербургским дворикам, граффити и так далее — в формате «человек для человека».

Моя задача – показать основные точки и рассказать про малые бизнесы в креативной индустрии: как они появились в Петербурге.

Если коротко, рассказ получается примерно такой. Города строились вокруг предприятий, но в ходе постиндустриализации эти предприятия перестали функционировать — и нужно было что-то делать со зданиями, в которых они находились. Кроме того, в Петербурге в центре было много зданий, когда-то принадлежавших богатым семьям, а после революции переходивших из рук в руки и в итоге взятых кем-то в долгосрочную аренду. И вот эти здания стоят пустыми: из них невозможно сделать торговый молл или бизнес-центр — это дорого и неактуально. У владельцев не остается другого выбора, кроме как дешево их сдавать, пока не появится хороший инвестор или покупатель. Так здание начинает существовать как креативное пространство, где арендаторы делают минимальный ремонт и развиваются. Им выгодно сосуществование: они получают аудиторию друг друга, делают совместные заказы у общих поставщиков и привлекают внимание аудитории на мероприятиях.

Важно, что я знаю эту индустрию изнутри, поскольку работала в «Четверти», занималась организацией многих фестивалей, связанных с креативными пространствами (например, «Дня яблок»), и информационно поддерживаю «Ресторанный день».

Все пространства, которые я показываю, сосредоточены в одном отрезке центра. Наш маршрут, как правило, начинается на Мошковом переулке («Тайга») и заканчивается в «Этажах».

Есть еще в программе эко-лофт More Place на Васильевском и Contour на «Ленполиграфмаш», но они не в центре, так что показать их в рамках 2-3-часовой экскурсии сложно. Как правило, я веду туда, если в этот день там какой-нибудь интересный фестиваль — тогда мы начинаем с них, а потом спускаемся в метро и едем в центр. В остальных случаях я просто рассказываю про эти два места и даю их координаты для самостоятельного посещения.

Иностранцам незнаком формат тайм-кафе — его придумали в России

Итак, я начинаю с «Тайги» . Я рассказываю, что пространству почти 4 года, и создало его комьюнити дизайнеров, архитекторов и айтишников. Они сняли это старинное здание целиком и навели там красоту. Показываю офисы; 8-store; зал, в котором проходила часть «Манифесты»; гаражи и мастерские.

Затем мы ненадолго заходим во дворик Miracle: иностранцам незнаком формат тайм-кафе, его придумали в России.

Проходим мимо дворов Конюшенной площади — я рассказываю, что это бывшие конюшни, переделанные под техно-клубы. Показываю, например, IT- бар KL10CH иМузей советских игровых автоматов.

Далее мы идем на Белинского 9, где я рассказываю, что в здании раньше были выставки и кинотеатр, а сейчас — «Веганские бургеры» и новый джаз-бар. Все это иностранцы никогда бы не нашли сами, потому что там нет ни вывески, ни указателей, ни информации в интернете.

Концепция креативных пространств понятна европейцу, а вот для ребят из Америки — в новинку

Следующий пункт — «Флигель». Я завожу их на выставки в хостеле «Культура» и показываю картины на тему петербургских достопримечательностей. Затем мы идем в «Третий кластер» — из примечательного там контейнер на улице и магазин дизайнерской одежды для кошек как квинтэссенция «странности» креативных индустрий.

Приходим в «Пушкинскую 10». Показываю все внутри и рассказываю о том, что это единственное пространство, которое было «сквотировано» художниками и писателями — и поэтому аренда здесь не очень дорогая. Особенность центра —  в нем ничего не меняется, а это не свойственно креативным пространствам.

«Этажи»

Пространство достаточно известно даже среди иностранцев. Это «образцовый» лофт Петербурга, который пошагово развивался в течение восьми лет. Каждые полгода там появляется несколько новых проектов. Обычно мы посещаем выставки и мастерские, заходим в «Мыльную белку» (там, как правило, есть какая-нибудь маленькая инсталляция) и в конце садимся в «Зеленую кофейню», где я кидаю гостям ссылки на пространства, клубы, бары и кафе, которые мы посетили и мимо которых прошли — чтобы у них была возможность вернуться туда самостоятельно.

2, 5 часа

длится экскурсия.

с человека — стоимость экскурсии.

3-4 человека

комфортный максимум группы, чтобы всем было слышно и никто никого не ждал.

*Время назначается, когда появляется первый желающий, а потом подтягиваются остальные, но я могу провести экскурсию и для одного человека.

Формат креативных пространств в целом понятен европейцам — особенно ребятам из Берлина. Этот город вообще себя позиционирует как лучшая столица для стартап-нетворкинга, у них особенно популярны коворкинги в сфере IT.

А однажды у меня на экскурсии был девелопер-швед. Ему был понятен формат, но непонятно, какэто в России вообще функционирует: в Швеции индустрия креативных пространств более структурирована и получает финансирование. У нас же финансирование осуществляется за счет мелких вливанийкаждого маленького арт-пространства, входящего в состав большого.

А вот ребятам из Америки этот формат в новинку. Современное искусство у них существует в музеях современного искусства, а кафе — в кафе. Поэтому я им объясняю, что наши креативные пространства — это нечто на стыке искусства, творчества и бизнеса.

Вокруг этих маленьких проектов формируется какой-то общий позитивный посыл

Ребята, которые создают проекты на стыке бизнеса и творчества, осмысленно подходят и к другим сферам жизни. Например, в большинстве креативных пространств стоят раздельные мусорные баки и контейнеры «Спасибо». Таким образом, вокругэтих маленьких проектов формируется какой-то общий позитивный посыл.

С появлением креативных пространств началось формирование комфортной социальной среды. Возможно, на это также повлияли различные социально-анархические движения и урбанисты — все те, кто поддерживает воссоздание в зданиях чего-то открытого и публичного, разумное потребление, фримаркеты, вегетарианство. Стали появляться отраслевые коворкинги — например, для родителей с детьми, где есть детская комната, и ты можешь оставить там ребенка и работать рядом.

Креативные пространства способствуют реализации позитивной жизненной схемы: ты можешь заниматься тем, что у тебя лучше всего получается

Так или иначе, стал приживаться формат «человек для человека», появилась возможность самореализоваться каждому. Например, моя подруга придумала фестиваль про Непал, назвала его «Непалимся» — и читала там лекции про страну, организовала фотовыставку и привлекла кулинаров готовить итальянскую еду. Она не профессиональный организатор фестивалей, а просто взяла и сделала. И это пример позитивной жизненной схемы, реализации которой способствуют креативные пространства: ты можешь заниматься тем, что у тебя лучше всего получается, к чему есть интерес и страсть.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Trending