Какое будущее у петербургских лофтов?

Город
Лофт Проект Этажи, flickr floodkoff

Чего не хватает петербургским лофтам и креативным пространствам сегодня, какие у них проблемы и что их может ждать завтра. На эти вопросы отвечают организаторы пространств «Четверть» и «Ткачи», а также некоторые посетители культурных кластеров.

Текст: Николай Удинцев
11 марта 2014, 10:53

14
— столько лофтов, креативных кластеров, пространств и других подобных формаций, по подсчётам редакции Piterstory, действует в Петербурге.

Культурных пространств в Петербурге достаточно много (по сравнению с другими городами страны), однако нет ощущения, что они заняли своё место в жизни города. За исключением сложившихся формаций вроде «Ткачей» и «Лофт Проекта Этажи», петербургские лофты и пространства пребывают в шатком равновесии, из-за которого практически невозможно сказать, что с ними может произойти завтра (как, например, вышло с пространством «Четверть»).

Piterstory попросил организаторов «Ткачей» и «Четверти» ответить на вопросы о настоящих и будущих проблемах креативных пространств, а также способах их решения. Кроме того, мы попросили посетителей кластеров высказать негативные моменты работы подобных формаций.

За 2013 год кластеры, пространства и лофта Петербурга начали осваивать новые территории. На фотографии — пространство «Крыша» «Лофт Проекта Этажи»

За 2013 год кластеры, пространства и лофта Петербурга начали осваивать новые территории. На фотографии — пространство «Крыша» «Лофт Проекта Этажи»

Об особенностях петербургских лофтов

Петербургские креативные пространства находятся в очень неустойчивом положении
Роман КрасильниковРоман Красильников
Основатель проекта «Четверть»

Одна из основных тенденций, которые я наблюдаю в Петербурге, — пространства открывают друзья для друзей и людей, без каких-то крупных инвестиций. Они просто объединяют свои усилия под одной крышей. В мировой практике бывают и такие случаи, но и случаи, когда пространства открываются крупными девелоперами или с поддержкой города. У нас пока такой широкой практики нет, а рынок креативных индустрий не особо развит. 

Дмитрий МильковДмитрий Мильков
Креативный директор пространства «Ткачи»

Вообще в России не так много городов, где есть умышленно созданные креативные пространства (я предпочитаю называть их «креативные кластеры»). Большинство находится в Москве, ещё немного в Петербурге и по одному-два в нескольких городах страны. Поэтому, наверное, нужно сравнивать петербургские лофты именно с московскими заведениями.

Главное отличие — в Петербурге меньше денег. В Петербурге меньше богатых и влиятельных людей, компаний, политических сил, общественных структур и так далее, которые по разным причинам готовы были бы вкладывать свои финансы в имиджевые проекты, «играть в долгую», тешить свои амбиции или воплощать свои представления о прекрасном.

Креативные пространства — это всё-таки не предмет первой необходимости для большинства наших людей, они не входят в «потребительскую корзину», без которой всем и каждому жизнь не мила. Креативные пространства в определённом смысле рождаются «от избытка», а «избытка» этого в Петербурге немного. Поэтому петербургские креативные пространства находятся в очень неустойчивом положении.

 

«Четверть» в качестве главного элемента развития выбрала массовые бесплатные мероприятия, которые создадут трафик в магазинах резидентов пространства

«Четверть» в качестве главного элемента развития выбрала массовые бесплатные мероприятия, которые создадут трафик в магазинах резидентов пространства

О том, чего не хватает лофтам в Петербурге

Я просто не могу представить, зачем ходить туда хотя бы раз в две недели
Ольга
Дизайнер, бывает (бывала)
в «Четверти», «Тайге», «Ткачах», «Типографии» (Краснодар)

Мне сложно судить о том, чего не хватает лофтам. Там, кажется, есть всё, но большинство из представленного в таких пространствах, скажем так, не первой необходимости. Я просто не могу представить, зачем ходить туда хотя бы раз в две недели.

Чего мне не хватает? Честно говоря, хорошего и недорогого кафе. И в «Ткачах», и в «Четверти» есть — или было — где посидеть. Но эти места мне не показались уютными и располагающими. Хочется такую классическую кофейню, вроде Coffeeshop Company.

Роман
Архитектор,
бывает (бывал)
в «Четверти», «Ткачах», «Архитекторе»
и других

Я хожу в такие места только на мероприятия. Почему? Ну, мне кажется, что, на данный момент представленные там товары не слишком выгодно покупать. Я понимаю, что это связано с масштабом производства. Но зачем мне покупать рюкзак за 2000 рублей из какой-то хиленькой ткани, если я могу по той же цене купить нормальный в той же «Галерее»?

А пространство «Ткачи» сделало ставку на постоянную торговлю. Мероприятия здесь проходят как исключения из правил

А пространство «Ткачи» сделало ставку на постоянную торговлю. Мероприятия здесь проходят как исключения из правил

Новым пространствам следует стремиться к определённому формату, более четко определять себя на рынке и пространстве городской культуры
Александр
Пожелал остаться анонимным

Мне нравится в качестве исключения посетить какое-нибудь заведение в «Архитекторе». Но при всём уважении я хочу платить деньги за сервис, а сервис и в тайм-кафе, и в кластерах часто не расценивается, как какая-то важная составляющая работы. От конкретных примеров, наверное, воздержусь.

Роман КрасильниковРоман Красильников
Основатель проекта «Четверть»

Молодым пространствам не хватает каких-то общих зон и развития именно креативной составляющей. У них очень низкая событийная насыщенность, что не вызывает дополнительного притока горожан и не влияет на культурную среду города. Скорее всего, перед кураторами не стоит такой задачи, им скорее требуется обеспечить комфортное пребывание в месте для развития своего малого бизнеса. Мы же своих резидентов баловали постоянными событиями и привлечением сотен посетителей. Это позволяло развиваться и им, и культурной среде.

Дмитрий МильковДмитрий Мильков
Креативный директор пространства «Ткачи»

Мне кажется, важно разделять креативные пространства, ориентированные на искусство, и креативные пространства, ориентированные на так называемые творческие индустрии. Например, есть «Лофт Проект Этажи» — разноплановый проект, который, в целом, стремится в «арт». А есть «Ткачи», ориентированный на предпринимателей и творческую индустрию. Хотя я очень часто сталкиваюсь с «обвинениями» в том, что «Ткачи» «являются бизнес-центром и только маскируется под арт-пространство», но они и есть бизнес-центр, но только креативный бизнес-центр.

Новым пространствам, если они будут появляться в нашем городе, следует стремиться к определённому формату, более четко определять себя на рынке и пространстве городской культуры. Есть, например, Площадка «Скороход» — театральное пространство со вполне понятной идеологией и форматом. Молодцы.

Другие пространства и кластеры ориентируются на специалистов, которые действительно нуждаются в таких услугах. На фотографии — помещение ремесленного пространства «Цех 22». Сейчас в бывшем типографском цехе находятся лавки мастеров

Другие пространства и кластеры ориентируются на специалистов, которые действительно нуждаются в таких услугах. На фотографии — помещение ремесленного пространства «Цех 22». Сейчас в бывшем типографском цехе находятся лавки мастеров

О реальных проблемах петербургских лофтов

Гораздо большее значение имеют недостатки российского бизнес-сообщества и наших чиновников
Дмитрий МильковДмитрий Мильков
Креативный директор пространства «Ткачи»

У них много недостатков: где-то не хватает управленческого опыта, где-то — предпринимательского, где-то идей, где-то везенья. Но гораздо большее значение имеют недостатки российского бизнес-сообщества и наших чиновников. Петербургские креативные пространства лишены какой-либо поддержки со стороны городских властей (одни разговоры, да и то немного), а крупным предпринимателям они попросту безразличны.

Роман КрасильниковРоман Красильников
Основатель проекта «Четверть»

Основными проблемами я считаю отсутствие городской поддержки, жёсткую систему получения объектов от Комитета по управлению городским имуществом, недостаток квалифицированных кадров, высокие арендные ставки и пассивность большинства горожан. С этими проблемами сталкиваются практически все пространства в Петербурге.

Новые кластеры предлагают комплексные развлечения и, кажется, пока не определились с форматом. Здесь есть и клубы, и галереи, и фастфуды, и кафе-коворкинги, и секонд-хэнды и антибары. На фотографии — двор кластера «Архитектор» в конце лета 2013 года

Новые кластеры предлагают комплексные развлечения и, кажется, пока не определились с форматом. Здесь есть и клубы, и галереи, и фастфуды, и кафе-коворкинги, и секонд-хэнды и антибары. На фотографии — двор кластера «Архитектор» в конце лета 2013 года

О том, как индустрия будет развиваться в будущем

Для развития креативных пространств нужна так называемая «креативная экономика», а у нас пока экономика преимущественно «сырьевая»
Роман КрасильниковРоман Красильников
Основатель проекта «Четверть»

Думаю, в ближайшее время спрос на креативные пространства будет расти. Этими проектами начинают интересоваться крупные девелоперы, есть подвижки со стороны власти. А если удастся найти способ получения пустующей недвижимости, её развития по приемлемой цене и без жёстких обременений, то это значительно ускорит процесс развития креативных индустрий.

Дмитрий МильковДмитрий Мильков
Креативный директор пространства «Ткачи»

Если экономика будет расти, и в стране будет больше денег, то, соответственно, появится больше креативных пространств. Если в стране будет повышаться уровень образования и качество потребления, то и креатив будет востребован. Для развития креативных пространств нужна так называемая «креативная экономика», а у нас пока экономика преимущественно «сырьевая». Я оптимист, но у России, как и у каждого из нас, всегда есть множество сценариев развития — как радостных, так и не очень. Жизнь страны, как и жизнь всякого человека — это постоянный выбор пути. Никогда ничего не решено окончательно.

Что до Петербурга конкретно, то сегодня существуют две противоположные тенденции: развитие города как действительной (вне зависимости от нашего любимого петербургского аутотренинга) мировой культурной столицы и сползание города в глубокую провинциальность (при этом без очарования маленького городка с камышами у озерца и старой часовенкой у речки).

Опыт других городов

Galerie Anderse (Берлин). Типичный европейский лофт: первый этаж отведён под художественную галерею, второй — под жилые апартаменты. Это не общественное пространство, а частное жильё

Galerie Anderse (Берлин). Типичный европейский лофт: первый этаж отведён под художественную галерею, второй — под жилые апартаменты. Это не общественное пространство, а частное жильё. Таких лофтов множество

Освобождённую от производства в 2004 году территорию фабрики «Красный октябрь», отдали частным галереям, клубам, ресторанам. Но в 2011 году стало известно, что девелопер, являющийся владельцем территории, будет создавать на основе «Красного октября» жилой квартал с галереями и студиями. Это приведёт к выселению части арендаторов

«Красный октябрь» (Москва). Освобождённую от производства территорию фабрики «Красный октябрь», отдали частным галереям, клубам и ресторанам. Позже стало известно, что девелопер создаст на основе кластера жилой квартал с галереями

The Factory (Нью-Йорк). Одна из рабочих студий художника Энди Уорхолла. Он квартировал в бывшем производственном помещении с 1962 года. Со временем, The Factory стала местом встречи музыкантов, художников и приобрела славу скандального места. В 1968 году художник покинул помещение из-за сноса здания под строительство жилого дома. На данный момент, здание, где размещался The Factory, не существует. На фотографии — вторая версия The Factory

The Factory (Нью-Йорк). Рабочая студия художника Энди Уорхолла с 1962 года. Со временем, The Factory стал местом встречи городской богемы и приобрёл скандальную славу. В 1968 году художник покинул помещение из-за сноса здания под строительство жилого дома. Сейчас здания не существует. На фотографии — вторая версия The Factory

Loft Park (Москва). Один из первых примеров продажи жилой недвижимости на территории бывшего предприятия (в данном случае, суконной мануфактуры). Стоимость квадратного метра в московском лофте — от 115 до 1700 долларов

Loft Park (Москва). Один из первых примеров продажи жилой недвижимости на территории бывшего предприятия (в данном случае, суконной мануфактуры). Стоимость квадратного метра в московском лофте — от 115 до 1700 долларов. При этом бывший заводской комплекс находится в одном из спальных районов города

Фотографии: hqroom.ruflickr.com/photos/aaronvandorn, flickr.com/photos/floodkoffvk.com/banyastorevk.com/parkloftvk.com/redoctobermsk, Дмитрий Шаромов/Greenpeace, личный архив Дмитрия Милькова, Николай Удинцев, Мария Матвеева

Наверх