Как работает Библиотека комиксов

Город
комиксы

Piterstory посетил первую в городе Библиотеку комиксов и расспросил её создателя, издателя и организатора фестиваля «Бумфест» Дмитрия Яковлева о том, в чём ценность комикса и с чего стоит начать человеку, решившему читать графические новеллы.

Текст: Николай Удинцев
14 апреля 2013, 13:00

Библиотека комиксов открылась относительно недавно — в декабре этого года. Сейчас
её можно найти в филиале Центральной библиотечной системы имени Лермонтова на Измайловском проспекте, 18. Работает Библиотека комиксов по тому же принципу, что
и «классический» вариант — бесплатно, но по читательским билетам и со своевременным возвратом книг.

цифры

1200 изданий находится в каталогах Библиотеки на данный момент

2000 книг — столько экземпляров администрация библиотеки хочет получить в свои архивы на конец 2013 года

140 читателей записались в библиотеку
с начала года

754 участника состоит в официальной группе Библиотеки в социальной сети

20 посетителей, в среднем, ежедневно приходят в Библиотеку

Библиотека комиксов (7)

Библиотека комиксов, комиксы
Библиотека комиксов, комиксы

 

Сейчас в каталогах Библиотеки больше оригинальных изданий на иностранном языке (например, много книг на французском), но и переводных выпусков там достаточно. Говоря об оригинальных изданиях, стоит отметить, что это в основном единичные авторские произведения, которые довольно сложно найти в России. На русском языке здесь представлены как комиксы о супергероях издательств Marvel и DC Comics (оба — ведущие американские издательства графических романов, «хозяева» Человека-паука
и Бэтмена соответственно. — Прим. ред.)
, так и их азиатские «товарищи» — манга
и манхва (корейский аналог японской манги. — Прим. ред.).

«Ну да, достаточно большим спросом пользуются традиционные комиксы про супергероев, а с недавних пор — и азиатские комиксы, — рассказывает идеолог Библиотеки и основатель издательства «Бумкнига» Дмитрий Яковлев. —
За альтернативными комиксами часто приходят разные художники и дизайнеры, которым интересен стиль и рисовальная техника этих произведений».

Несмотря на то, что проект Библиотеки долгое время не находил поддержки у городских структур, сейчас власти очень хорошо относятся к инициативе Яковлева и всячески ему помогают. Сам же он признаётся, что работы ещё много: «На самом деле многие просто не знают о нашем существовании, хотя про Библиотеку писали многие СМИ, — поясняет он. —  Поэтому сейчас стоит задача показать в Библиотеке 98% русскоязычных изданий, а параллельно создавать коллекцию лучших комиксов в истории».

Какие комиксы?!У нас есть Достоевский и Толстой

Piterstory поговорил с основателем Библиотеки о ситуации с комиксами в России и манере чтения графического романа.

Дмитрий Яковлев, Библиотека комиксовДмитрий Яковлев
Руководитель библиотеки, основатель фестиваля «Бумфест»
и издательства «Бумкнига»

В России к комиксам относятся несерьёзно. Почему?

Во-первых, нет самой культуры чтения комикса. В Советском союзе были какие-то вещи для детей, и это зачастую
не перерастало во взрослый жанр. Если смотреть на ту же Францию или Бельгию, то там комиксы читают уже 70 лет.
В начале 90-х годов был всплеск интереса к комиксам,
но из-за экономического положения в стране он быстро прошел. Сейчас ситуация, как мне кажется, меняется. Взять хотя бы издательство Bubble (выпускает современный русский комикс с героями вроде Майора Грома или Красной Фурии. — Прим. ред.).

Надо отметить, что, имея за плечами великую литературу, многие люди достаточно пренебрежительно относятся
к комиксу. «Какие комиксы?! У нас есть Достоевский
и Толстой!». Но во Франции, имея Марселя Пруста, комиксы никто не отменяет, поскольку там это огромный рынок.

Вокруг культуры чтения комикса сейчас формируется мнение, что нормальный человек с этим связываться просто
не будет…

Да, есть такая история: комиксы для так называемых «кидалтов» (kidadult — взрослый ребёнок. — Прим. ред.).
Но, всё же, есть книжки, которые способны поменять отношение людей к комиксу. Например, «Персеполис» Маржан Сатрапии.

Тогда с чего начать читать комиксы человеку, который заинтересовался жанром, но никогда раньше его не касался?

Взрослому человеку, у которого не было опыта чтения комикса, будет достаточно сложно начать это делать. И это,
я считаю, проблема.

Для начала я бы рекомендовал Олега Тищенкова и его «Кота», Туве Янссон и её «Муми-троллей», «Персиполис» Маржан Сатрапи, The Arrival Шона Тана. А ещё можно немного копнуть в нашу советскую классику и почитать «Рассказы в картинках» Николая Радлова.

А новичок сможет отличить хороший комикс от плохого?
Ну, как может отличать текст Достоевского от, скажем, текста Минаева?

Это очень субъективный вопрос. Если мы посмотрим статистику продаж, то заметим, как сильно Достоевский проигрывает Минаеву. А так… Мне кажется, время покажет. Есть вещи, которые хорошо работают сегодня, но перестанут работать завтра. А есть вещи, хорошо работающие всегда. По-настоящему хорошее произведение во все времена остаётся актуальным для молодых читателей.

Пять лучших комиксов библиотеки по мнению
Дмитрия Яковлева

Редакция Piterstory попросила основателя Библиотеки Дмитрия Яковлева выбрать
в каталоге пять изданий, с которыми следует познакомиться в первую очередь.

DONALD DUCK: LOST IN THE ANDES

Классическая история Карла Баркса
о Дональде Даке.

Нарисованная в 1948 году. графическая новелла стала основой для множества пародий как на студии Disney, так и за её пределами. Позже комикс назовут одной из самых смешных историй о Дональде Даке, а сам Баркс в 1962 году признается: «Моя лучшая история измерима площадью стороны одного кубического яйца» (Lost
in the Andes рассказывает о приключениях
в поисках кубических яиц. — Прим. ред.)
.

JOURNALISM

На данный момент последняя книга мальтийского журналиста
и комиксиста Джо Сакко.

Сакко главным образом известен как автор остросоциальных комиксов-репортажей о Боснийской войне
и конфликтах в Палестине, а в данном случае — об американской армии в Ираке. Подача, раскадровка и ракурсы выглядят так натурально, что создаётся полное впечатление, что перед вами набросок сценария документального фильма.

 

FRITZ THE CAT

Андеграундный комикс середины прошлого века. Сатира на общество того времени, поданная через похождения сексуально озабоченного кота Фрица.

Рисовальщик Роберт Крамб потом признавался, что его вдохновлял Дональд Дак Карла Баркса. Кстати, мультфильм
по «Коту Фрицу» 1972 года выпуска
до сих пор остаётся самым успешным независимым мультфильмом.

«ПЕРСЕПОЛИС»

Новая классика французской писательницы Маржан Сатрапи.

Изданный в 2000 году толстый комикс
об иранской революции сейчас развился до объёмов тетралогии, а Сатрапи начала снимать по своим работам фильмы. Кстати, анимационная лента по «Персеполису» получила специальную премию жюри Каннского фестиваля и была номинирована на «Оскар».

 

THE ARRIVAL

В буквальном смысле книжка с картинками австралийского сказочника Шона Тана.

В «Прибытии» нет диалогов и вообще какого-либо текста. Только иллюстрации. Однако, последние очень хорошо справляются с повествовательной функцией.

Фотографии: Николай Удинцев

Наверх